Дерева, вы мои дерева…
Фотография – это не только искусство, но и… _______________________________________________________________________________

Дерева, вы мои дерева,
Что вам головы
гнуть-горевать.
До беды, до поры
Шумны ваши шатры,
Терема, терема, терема...


Е. В. Бачурин. Песня «Дерева»

   

       I.

       Почему-то многие фотографы-любители склонны рассматривать фотографию исключительно как вид изобразительного искусства. На самом же деле у неё великое множество различных предназначений. И никакое из них не может быть названо главным или, наоборот, второстепенным.

       В середине позапрошлого века сторонникам фотографии приходилось прилагать немало усилий для того, чтобы доказать принадлежность фотографии к изящным искусствам (см., например, главу 5 в [4]). Ныне складывается прямо противоположная ситуация. Фотографам-любителям надо постоянно напоминать, что фотография может быть и источником появления новых документов, и инструментом познания, и способом создания иллюстраций, и объектом внимания коллекционеров, и основой для создания семейной хроники, и техническим инструментом, и увлекательным досугом, и областью реализации дизайнерских решений, а также выполнять великое множество других задач и служить самым разнообразным целям. Даже выставочная фотография не всегда должна быть художественной. В исторической экспозиции вполне допустимы фотодокументы и фотосвидетельства, а в политехническом музее абсолютно уместны фотографии технических достижений прошлого.

       Банальные мысли? Может быть и так… Но, к великому сожалению, возникли они не на пустом месте. Увы, снобизм некоторых фотографов-любителей приобретает порой удивительный масштаб.

       «Нет-нет, я не снимаю банальные виды и открытки!» — заявляет один из них. При этом он, естественно, подразумевает, что все его устремления направлены на создание подлинных произведений искусства. Точно с такими же мыслями в голове другой говорит: «Меня не интересуют технические тонкости фотосъёмки; моя задача — передать эмоции и чувства, а техникой пусть интересуются инженеры, физики и химики!» При этом подразумевается, что все техники и инженеры работают лишь для создания инструмента, с помощью которого автор-фотограф сможет реализовать свои высокохудожественные замыслы.

       Что ж! Понять таких людей можно. Подобный снобизм проистекает из человеческого эгоцентризма. Иными словами, каждый считает, что его подходы и жизненные принципы верны, а другие люди в той или иной мере заблуждаются.

       Но не для спора служит эта статья. Её цель гораздо скромнее. Автору этих строк просто захотелось ещё раз напомнить уважаемым читателям, что поводы для снобизма чаще всего надуманы. Каждый волен видеть в фотографии что-то своё.


       II.

       Дабы не быть голословным и чрезмерно назидательным, попытаюсь проиллюстрировать высказанные мысли небольшим фото-очерком.

       Когда примерно три года назад задумывался и создавался сайт «Hobbymaker's», я опрометчиво высказался на одной из страничек в том смысле, что через десяток лет любая фотография городского пейзажа приобретает особую, историческую ценность. О, как наивен я был! Ныне нет никакой необходимости ждать так долго. Изменения в городе происходят гораздо быстрей.

       Спустя почти три года многие городские пейзажи, опубликованные на этом сайте, не узнать! Вот, к примеру, довольно сильно изменился этот городской вид. Храм «Большое Вознесение» обзавёлся собственной колокольней. А выяснить, выглядывает ли по-прежнему из-за стены робкое дерево, сейчас невозможно, так как точка, с которой был сделан снимок, застроена гаражами, и пройти к ней никак нельзя. На фотографии ноябрьской демонстрации виден кусочек гостиницы «Москва», ныне сровненной с землёю. А московский дворик, показанный на другой фотографии, преобразился до неузнаваемости. Внутри него выросло солидное по размерам здание. И это всё только примеры, касающиеся фотографий этого сайта! А сколько других изменений можно заметить на различных фотоизображениях, хранящихся в личном фотоархиве автора этих строк!

       Однако самая удивительная, на мой взгляд, трансформация произошла с городским видом, снятым мной в саду «Эрмитаж». Но об этом хочется поговорить поподробнее…
 
        
       III.

       Примерно три с половиной года назад довелось мне снять фотографию «Две лавочки, два дерева, фонарь и бутылка» (см. рис. 1). При съёмке никакой особенной художественной сверхзадачи передо мной не стояло. Просто мне хотелось зафиксировать на плёнке вход в обновлённый сад «Эрмитаж». Не более. Но и не менее.

       И вот спустя всего лишь несколько лет я вновь запечатлел тот же самый вид (рис. 2).

Рис. 1. Две лавочки, два дерева, фонарь и бутылка. Фоторабота из архива автора.
(Москва, август 2001 г.)
Рис. 2. Спустя три с половиной года
(Москва, апрель 2005 г.)

       Не требуется никакой особой наблюдательности, чтобы заметить удивительные метаморфозы.

       Первое и главное изменение: увы, два дерева бесследно исчезли. Задохнулись ли они в выхлопных газах, подобно многим деревьям на Садовом кольце, Новом Арбате или на Тверской? Спилили ли их по стратегическим соображениям? (С них открывался прекрасный вид на московский «скотленд-ярд».) Пали ли они жертвой неизвестного нашествия насекомых-вредителей? Ответ мне не известен. Как бы там ни было: очень жаль… очень…

       По-другому выглядят и лавочки. Первоначальные ажурные изделия садово-паркового прикладного искусства, изготовленные а-ля модерн, уступили место более прозаичным и более практичным решениям.

        Об исчезнувшей бутылке уж и говорить не приходится. Но стоит ли при таких обстоятельствах горевать о ней? Вопрос, как говорится, риторический. Впрочем, нельзя исключить вероятность наличия некоторого количества бутылок в новых садовых мусорных урнах (напрочь отсутствующих на первой фотографии). Как знать?! Может именно та самая бутылка натолкнула работников парка на мысль о необходимости разместить в саду достаточное количество контейнеров для мусора? :-)

       Наблюдательный зритель может заметить ещё одно различие: на краю круглой клумбы ныне появился фонарь. Зачем он? Откуда взялся? Куда он светит? На что призван он пролить свой электрический свет?

       В поисках ответа на эти вопросы я подошёл к фонарю поближе.

 

 

 

 

 

Рис. 3. Первый московский
электрический фонарь
Рис. 4. Неужели тот самый?!

       Предчувствия не обманули. Фонарь появился тут неспроста. Как явствовало из небольшой таблички, передо мной был первый московский электрический фонарь после реставрации (рис. 3 и 4).

       Откуда взялся он? Где хранился (или попросту валялся) более 120 лет? В чём заключалась реставрация? Опять сплошные вопросы… Мне почему-то кажется, что фонарь — продукт современного производства, выполненный по старым чертежам (гравюрам? фотографиям?) Впрочем, не буду занудствовать. Будем считать, что это тот самый первый электрический уличный светильник! Тем более, что впервые электрическое уличное освещение действительно появилось в Москве именно тут, в саду «Эрмитаж» [2].

       Достоин упоминания также следующий факт: на пояснительной табличке зафиксирована (увековечена?) фамилия нынешнего Первого Вице-Мэра Москвы. Не создателя первого электрического фонаря! Не автора художественного проекта! Не инженера, разработавшего и воплотившего в металл это нужное городу изделие! Не управляющего Садом в те далёкие времена! А именно нынешнего Вице-Мэра! Нет, я не против… Вполне допускаю, что Вице-Мэр — человек достойный. Но всё же что-то странное видится мне во всём этом деле. Да и само место для фонаря выбрано не совсем удачно… Впрочем, это, наверное, начинаются стариковские ворчалки. Пора, видать, статью заканчивать. Умолкаю… :-)

       В заключении лишь замечу: воистину, фотографии с лёгкостью могут превратиться в искусных рассказчиков, способных поведать благодарным слушателям свои удивительные истории.


       ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

       Если к вам подойдёт соратник по общему увлечению фотографией и начнёт убеждать вас, что фотография непременно должна быть искусством — не вступайте с ним в споры. Каждый волен найти и видеть в ней то, что считает для себя нужным. Как почти любая другая человеческая деятельность, фотография может быть доведена до уровня искусства. Но и, не достигнув этого уровня, она будет для нас полезной и интересной.

   
       ССЫЛКИ

1. День за днём. Дневник PASZEC в LiVEJOURNAL™. В числе авторских проектов представлена экспозиция «Москва — вчера и сегодня», показывающая, как одни и те же уголки Москвы выглядели в прошлом и как они выглядят сейчас.

2. Музей городского освещения «Огни Москвы».

3. Юрий Кувалдин. Под стакан и в трамвае. Статья-интервью с Е. В. Бачуриным, автором песни «Дерева».

4. Бажак К. История фотографии. Возникновение изображения. / Пер. с франц. А. Кавтаскина. — М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2003

5. Москва, которой нет.


   

18—19 апреля 2005 года

 

На главную страницу
Список статей
 Другие текстовые проекты

TopPhoto.ru - рейтинг фоторесурсов    

© Игорь Ефремов, 2005, все права сохранены

Для использования материалов этого сайта в коммерческих или некоммерческих целях необходимо получить от меня письменное разрешение, если обратное не оговорено в явной форме.
 

Hosted by uCoz