Not Available Yet
   

На главную страницу
Список статей

Инструкция по пользованию мозгом
Ещё один подход к фотографической композиции
______________________________________________

«Искусство – это ложь, позволяющая нам познать правду».
Пабло Пикассо

I. Каким глазом вы смотрите в видоискатель?

 

   Нужно ли серьёзно относиться к вопросу о том, каким глазом следует смотреть в видоискатель фотоаппарата? Кому-то сама постановка подобного вопроса кажется смешной. Другие же готовы в ответ стразу же начать обсуждать свои субъективные предпочтения, а также конструктивные особенности фотокамер и их эргономику. А для многих такой вопрос вообще не существует, так они предпочитают смотреть обоими глазами, но не в старый-добрый видоискатель, а на ЖК-экран цифровой камеры. Впрочем, вопрос актуален и для них: вполне возможно наиболее эстетичную композицию получится создать, если один глаз прищурить…

   Можно ли попытаться ответить на поставленный вопрос, опираясь на научные данные?

   Один из возможных вариантов ответа дан в этой статье. Но начать следует с обсуждения более широкого вопроса: как работает мозг?

Рис. 1. Известный бюст Нефертити. Египетский музей, Берлин. Эксперты утверждают, что зрачка в левом глазу никогда не было. Почему? Версий много, но истина не ведома никому.

 

   

II. Функции полушарий мозга

   Человек смотрит на окружающий его мир не просто глазами, а системой «глаза + мозг». Поэтому на любые вопросы, связанные со зрительным восприятием, следует отвечать, опираясь на данные о функциональности мозга и всей центральной нервной системы в целом.

   Ещё в середине позапрошлого века французский хирург Поль Брока выявил в левом полушарии головного мозга область, отвечающую за речь. В ходе дальнейших исследований выяснилось, что у большинства людей левое полушарие головного мозга отвечает за речь и логику, а правое – за интуицию, образность и творчество. Согласно современным научным представлениям ситуация с функциональностью полушарий обстоит несколько сложнее, но, как бы там ни было, вполне допустимо говорить, что наш мозг может находиться либо в логическом (аналитическом, вербальном) режиме (далее ЛР), либо в режиме творческом (образном, интуитивном) (далее ТР).

   Логическое вербальное мышление стремиться разложить всё по полочкам, достичь предельно возможной однозначности. Для занятий наукой это свойство очень ценно. При этом, надо заметить, что часто людей логического склада ума часто тяготит наличие многозначных и разнообразных трактовок. В художественном же творчестве, напротив, часто ценятся разнообразие интерпретаций, умение породить множество смыслов, способность создать многозначность в рамках заданной темы.

   Не знаю, к счастью или нет, но людей, отдающих явное предпочтение ЛР, по статистике больше. Возможное объяснение этого таково: наше мышление опирается на слова; речью руководит левое полушарие; следовательно, большинство из нас склонно все объяснять и раскладывать по полочкам, а не воспринимать интуитивно. По той же причине, правшей среди людей значительно больше, чем левшей (левой рукой управляет правое полушарие мозга). Это объяснение довольно грубое. К нему можно сделать великое множество поправок и оговорок. Но в первом приближении суть именно такова. Кстати именно из-за того, что в реальности мозг функционирует более сложным образом, лучше говорить о ЛР и ТР, а не о правополушарности и левополушарности. Но, как бы там ни было, это всё тонкости. Для целей данной статьи достаточно понимать, что существуют два режима работы мозга: творческий и логический.

   Если же говорить об искусстве, то задача как автора художественного произведения, так и зрителя (слушателя, читателя и т.п.) состоит в умении переключать свой мозг из ЛР в ТР и эффективно использовать результат такого переключения.

   Образование (и любое обучение вообще) чаще всего направлено на установление формально-логического вывода, связанного с однозначным контекстом. То есть, к сожалению, большинство современных процессов обучения ориентировано на логику и вербальные формулировки. Именно поэтому так велико число критиков, опирающихся в своём анализе исключительно на словесные смыслы и однозначность. Но для задач творческих и эстетических очень часто более важными факторами являются целостность, образность и опора на восприятие. В статьях [1, 2] автор уже писал о пользе отступления от формальной логики при знакомстве с произведениями искусства. Эта публикация – продолжение разговора на эту тему.

   Творить – значит уметь обобщать, быть готовым выскочить за рамки анализа, дать волю интуиции и образности, делать что-либо, не рассуждая, по наитию.

   Способность людей находиться в одном из базовых режимов (ЛР или ТР) можно наблюдать каждый день. Например, кто-то готовит кулинарное блюдо, строго следуя рецепту, не отступая от него ни на шаг. Очевидно, что в данном случая задействован ЛР, и такую деятельность вряд ли можно причислить к творческой. А многие домохозяйки готовят интуитивно: отмеряя количества ингредиентов на глазок и никогда не засекая времени. Безусловно их деятельность гораздо ближе к творческой.

   Другой пример. Одним людям, перед тем как отправиться в дорогу, очень важно сориентироваться по карте и заранее разработать детальный план движения. Другие предпочитают идти по ориентирам, корректируя маршрут по ходу дела в случае необходимости. Первый способ больше опирается на ЛР, второй – ближе к интуитивно-творческому.

   Тут сразу, во избежание недоразумений, уместно уточнить: автор вовсе не считает какой-либо из режимов (логический или творческий) более важным и приоритетным. Оба они одинаково важны для человека. И тот, и другой должны использоваться по мере необходимости в зависимости от характера задачи, решаемой в каждый конкретный момент времени.

   Речь, иными словами, идёт о том, что для решения задач творческих человеку следует научиться целенаправленно переключаться в ТР.

   Как научиться переключать своё восприятие в ТР? Об этом и пойдёт речь дальше.

Ирина Павленко:
Из материалов сайта www.effecton.ru
(с использованием публикаций на www.mentalhealthnews.com)

«Итак, за гениальные озарения, как правило, отвечает правое полушарие. А левое полушарие является своеобразным «глушителем», фильтруя и рецензируя их в соответствии со здравым смыслом. Люди, которые способны «заглушить» левое полушарие, чаще других позволяют озарениям правого полушария достичь сознания, считают психологи. Так, чтобы приманить озарение, писатель Джозеф Конрад обычно принимал ванну, а композитор Брамс утверждал, что ярчайшие из проблесков вдохновения посещают его за чисткой ботинок…»

   

III. Ещё несколько слов о логике

   Прежде чем перейти к описанию способов переключения в творческий режим, обсудим ещё немного режим логический. Как уже было сказано выше, его роль тоже очень важна.

   Некоторые люди искренне недоумевают: «Как можно отступать от словесных смыслов? Зачем творить, если цель заключается вовсе не в том, чтобы донести однозначную мысль до людей, воспринимающих предмет искусства?» Тут, наверно, можно дать такой ответ: «Если вам важно донести однозначную мысль, то не проще ли вообще отказаться от художественного творчества и попытаться сформулировать эту мысль словесно? Ясно, что и тут можно не преуспеть. Но, облекая мысли непосредственно в слова, мы рискуем быть непонятыми гораздо в меньшей степени, чем оперируя художественными образами». Автор уже писал об этом в статье «Творить и понимать» [3]. Занимаясь художественным творчеством, творец, конечно, надеется донести какую-то мысль или эмоцию до аудитории, но никогда он не может быть уверен, что это ему удастся.

   Ещё одна интересная гипотеза. Борис Раушенбах (одна из работ которого обсуждалась автором в [4]) считал, что часто иконописцы допускали отклонения от привычной перспективы осознанно: они руководствовались либо естественностью восприятие, либо добивались специальной цели. Но если сравнить их изображения с картинами, которые рисуют люди с повреждённым правым полушарием мозга, то невольно можно обнаружить массу совпадений. Вполне вероятно, что авторы икон часто при работе находились не в творческом, а в аналитическом режиме. То есть, они рисовали объекты не такими, каким они их видели, а такими, какими объекты существовали в их представлении. И именно в этом и кроятся причины отклонений от законов перспективы на иконах. Впрочем, автор не смеет настаивать. Это просто одна из рабочих гипотез.

   Вообще говоря, творчество в ЛР толкает автора к штампу, к символу, к типовому решению. Чтобы отступить от изображения готовых образов в пользу реализации собственного творческого потенциала, автору надо научиться переходить в режим творческий.

   А может ли ЛР быть полезным для творчества? Да, может. Например, выстраивая композицию, автор вполне может опереться на «логические костыли» закона о «золотом сечении». Тут главное – не остановиться на этом и не абсолютизировать этот инструмент. Воспользовавшись им как ориентиром, следует идти далее, опираясь на свой собственный творческий потенциал. Костыли могут дать нам дополнительную точку опоры в сложной ситуации. Но нужно уметь их вовремя отбросить.
 

IV. Как перейти в творческий режим?

   В 1979 году профессор Бетти Эдвардс (США) впервые опубликовала книгу «Drawing on the right side of the brain» (в русском переводе книга имеет название: «Откройте в себе художника») [5], в которой она рассказывала о своём опыте обучения портретному рисунку обычных людей, абсолютно далёких от изобразительного искусства. Книга быстро попала в список бестселлеров газеты New York Times и продержалась в этом списке более года.

   Публикуемые здесь советы для фотографов по переходу в творческий режим являются значительно переработанными и дополненными тезисами, сформулированными Б. Эдвардс.

1. Прежде всего перед съёмкой полезно попрактиковаться в тренировке образного мышления. Для этого можно, например, заняться известной детской забавой: рассматриванием облаков и попыткой определить, на что они похожи. За неимением облаков можно рассматривать узоры на обоях, тени, естественные фактуры, а также пересечение контурных линий различных окружающих вас предметов. Цель этого упражнения – создать мостик между ЛР и ТР. В тот момент, когда мы вешаем, скажем, на облако какой-либо словесный ярлык, мы переходим в вербальный ЛР. Но перед тем как ярлык навешен, то есть на этапе рассматривания, мы, конечно же, находимся в ТР.

2. Попытайтесь изначально отказаться от передачи однозначного смысла. Вашей целью должно быть создание повода для смысла, а не сам смысл. Для этого постарайтесь отойти от однозначности. Пусть зритель сделает вывод сам. Ваша задача – помочь ему в этом, а не навязать ему готовый шаблон восприятия. Не пугайтесь неоднозначности. Что бы вы не делали, всё равно вероятность того, что зритель поймёт всё по-своему, достаточно велика. Будьте готовы к этому. Постарайтесь настроиться на то, что делиться со зрителем надо не готовыми смыслами и вербальными умозаключениями, а целостными и гармоничными визуальными образами.

3. Попытайтесь в процессе творчества хотя бы ненадолго остановить вербальный поток мышления, неслышно звучащий у вас в голове (так называемый, «внутренний голос»).

4. Попробуйте оценить будущее изображение в целом, отстранившись от деталей и отдельных объектов. Для этого следует работать с объектами и деталями не как с чем-то, к чему можно прикрепить словесный ярлык (см.рис. 2a.), а как с чистыми формами, пятнами, градиентами, линиями и т.п. (см.рис. 2b-e.)

Рис. 2. Лист как: объект (a), контур (b), форма (c),
негативная форма (d), цветное пятно (e).

5. Объекты, соприкасаясь и пересекаясь друг с другом на изображении, порождают новые формы, контура и пятна. Эти новые элементы, которые также можно причислить к негативным, также должны быть гармонично встроены в общий визуальный образ (см. красные элементы на рис. 3). По сути речь идёт о гармонии пустых пространств между изображаемыми объектами.

Рис. 3. Негативные формы, порождаемые соприкосновением
объектов друг с другом и с границами изображения.
(показаны лишь некоторые)

   Новые негативные формы создаются также контурами изображаемых объектов и краями рамки, ограничивающей формат изображения (см. синие элементы на рис. 3). Эти формы также должны быть органично встроены в общий визуальный образ. Часто можно услышать мысль, что «формат определяет композицию». Это верно. Взаиморасположение снимаемых объектов и границ кадра – один из решающих факторов, определяющих эстетичную композицию.

6. Теперь, когда предполагаемое изображение воспринимается вами как совокупность базовых элементов (п. 4-5), не связанных с вербально-смысловыми ярлыками, попытайтесь выстроить из всех этих элементов гармоничную композицию, составляющую единое целое. Изображение не должно распадаться на отдельные элементы. Правил тут нет. Постарайтесь не думать и не анализировать, а ощущать и воспринимать.

   Главное – не вывалится в ЛР. Большинство типичных ошибок начинающих связано именно с этим. Залюбовался объектом съёмки – и забыл, что у изображения есть края. Или сконцентрировался на главном, а второстепенная деталь всё испортила (такая, например, как дерево, «растущее» из головы модели).

   Умение абстрагироваться от явных смыслов и анализировать чистые визуальные элементы редко даётся человеку от рождения. Однако регулярной практикой вполне можно развить в себе эту способность.

   Образно выражаясь, на удачном изображении отдельные элементы как бы вступают в диалог с друг с другом. При этом ни одна реплика не остаётся без ответа. И в то же время ни одна фраза не забивает, не перекрикивает и не подавляет остальных.

Бетти Эдвардс:
Цитаты из книги «Откройте в себе художника»:

1. «Один из величайших парадоксов изобразительного искусства состоит в том, что изображаемый предмет не обладает первостепенной важностью в создании красоты».
2. «Поскольку правое полушарие очень интересуется тем, как предметы складываются друг с другом, образуя замкнутую систему, его можно назвать решающим фактором в формировании эстетической реакции».
3. «Как и любой рисунок очень внимательно рассматриваемого объекта, портрет раскрывает не столько личность модели, сколько душу самого художника».

   За счёт чего же достигается положительный результат? Какими рычагами управления располагает фотограф при съёмке? Они традиционны: свет, ракурс, масштаб, ожидание решающего мгновения, построение кадра и т. п. Начинающим не следует забывать и про некоторые традиционные рекомендации, например, такие: линия горизонта не должна быть завалена, а вертикали – перекошены и т.п.
 

V. Так каким же глазом следует смотреть в видоискатель?

   С глазами дело обстоит сложнее, чем кажется на первый взгляд. Каждый глаз связан с обоими полушариями мозга. Дело в том, что внутри черепа имеется chiasma opticum – место пересечения волокон глазных нервов. Часть волокон переходит на противоположную сторону, другая часть волокон не перекрещивается [9]. В силу этого нельзя утверждать, что прищуривая один глаз, мы активизируем одно из полушарий головного мозга.

   Тем не менее, поскольку волокна зрительных нервов всё же перекрещиваются, восприятие образов различными глазами происходит по-разному (даже если допустить анатомическую идентичность правого и левого глаза). В силу этого вполне можно допустить, что композиционные решения зависят от того каким глазом фотограф будет смотреть в видоискатель.

   Насколько это соответствует действительности, каждый волен решать сам. Попробуйте отснять серию снимков, глядя в видоискатель (на ЖК-дисплей) правым глазом. Затем сделайте серию, правый глаз прищурив. Сравните результаты. Сделайте выводы.

   Один фотограф сказал автору после подобного эксперимента: «Мне неудобно смотреть в видоискатель левым глазом, но почему-то результат такой съёмки мне нравится больше». Что ж, вполне возможно…
 

Заключение

   Итак, описываемый метод построения гармоничной композиции по сути сводится к умению абстрагироваться от смыслов и словесных ярлыков. Всё изображение необходимо представить как совокупность простых элементов: контуров, форм, пятен и т.п. Затем следует постараться организовать все эти элементы в рамках кадра в одно гармоничное целое. При этом активизируется творческий режиме работы мозга, связанный у большинства людей с доминированием правого полушария.

   Вадим Ротенберг пишет: «Критическое отношение – свойство левого полушария мозга, достояние сознания. В момент же зарождения нового (идеи или образа) правое полушарие должно быть свободно от безжалостного критиканства приземленного и ограниченного сознания. Оно должно иметь право на полет, на бесчисленные пересечения и столкновения образов в планетарном пространстве правого полушария, ибо только из этих столкновений может быть высечена искра озарения» [8]. Кстати, и при реализации известного метода «мозгового штурма» творческий потенциал группы активизируется в режиме запрета на критику.

   Не анализировать, не критиковать, не привязывать всё к словесным смыслам, не использовать ярлыки и штампы – вот стратегия раскрытия творческого потенциала.

   Вполне возможно, что описанный в этой статье подход не единственно правильный. Наверное, есть и другие… А есть и счастливчики, вообще не нуждающиеся ни в каких подходах: творческий процесс протекает у них естественно, на интуитивном уровне. Но если вы не относитесь к их числу, то пренебрегать сформулированными рекомендациями не следует. Почему бы не попробовать? А вдруг получится?

Москва – Спецлесхоз «Учинский» – Москва
август 2006

Литература

1. И Ефремов. Сеанс гештальт-терапии. Несколько слов про идею художественного произведения. – Статья, призывающая к отходу от анализа и к целостному восприятию при восприятии объектов искусства.

2. И Ефремов. Блеск «золотого» сечения». – Ещё одна статья, повествующая о том, что в искусстве аналитическое восприятие нельзя ставить во главу угла. Но и полностью сбрасывать со счетов его тоже не следует.

3. И. Ефремов. Творить и понимать. Философский микро-трактат.

4. И. Ефремов. Общая теория перспективы Раушенбаха глазами фотографа
Почему «полтинник» — универсальный объектив.

5. Б. Эдвардс. Откройте в себе художника. // Пер. с англ. П.А. Самсонов. – 3-е изд. – Минск: ООО «Попурри», 2004. Оригинал: Betty Edwards. Drawing on the right side of the brain. – N. Y.: Jeremy P. Tarcher / Putnam, 1989.

6. Сайт Роберта ван де Воорта (Robert van de Voort), владельца Albany Studios и успешного коммерческого фотографа. В авторских статьях на английском языке изложен подход, в некоторой степени сходный с тем, что написано в данной статье (см. статьи серии «The Art of seeing. Visual Issues».)

7. В. Ротенберг. Мозг. Стратегия полушарий.

8. В. Ротенберг. Образ «Я» и поведение.

9. Зрительный нерв. Немного анатомии.
 

   

На главную страницу
Список статей


© Игорь Ефремов, 2006, все права сохранены

Для использования материалов этого сайта в коммерческих или некоммерческих целях необходимо получить от меня письменное разрешение, если обратное не оговорено в явной форме.
 

Hosted by uCoz