Not Available Yet
   

На главную страницу
Список статей

Чёрный квадрат и его зрители
Трактат о трактовках
______________________________________________

Казимир Малевич. Чёрный квадрат.

 

   На бескрайних просторах Интернета нет-нет да и выпадает мне натолкнуться на какую-нибудь публикацию про «Чёрный квадрат». С необъяснимой регулярностью. И поскольку количество прочитанного и увиденного уже достигло, по моему мнению, некоторой критической массы, решил я осмелиться и сделать некоторые обобщения, не претендуя, впрочем, ни на истину, ни на сколь-нибудь существенное приближение к ней. Относиться к этой попытке надлежит как к частному экзерсису разума. Не более. Но и не менее.

   Не будучи экспертом ни по квадратности, ни по черноте, я смиренно воздержусь от анализа этого нетленного артефакта и обращу внимание почтеннейшей публики на предмет несколько иного свойства, а именно: на мнения тех, кто, смело отринув сомнения, не опасается со всей прямотой о «Чёрном квадрате» высказываться.

   Таковых мыслителей можно разделить на три большие группы:

   I.

   К первой (и, полагаю, самой многочисленной) группе целесообразно отнести эмпириков, далёких от книжного знания. Потрясённые явным несоответствием между простотой формы и общественным резонансом артефакта, они спешат поделиться с окружающими своими чувствами и, не побоюсь этого слова, крупицами эстетического экзистенциального опыта.

   Это славные ребята. Если бы не одно «но», явно наблюдаемое в большинстве случаев. Часто они излишне категоричны и склонны считать собственные ощущения Истиной.

   II.

   Во вторую группу я бы включил людей, стяжавших учёность. При описании «Чёрного квадрата» как артефакта они неизменно опираются на художественно-исторический контекст, что обуславливает глубину понимания и разумность трактовок. Эти добродетельные люди бывают двух типов: те, кто опирается на объективный контекст, и те, кто предпочитает этот контекст воссоздать или достроить на нетвердом фундаменте скудных фактов.

   Как бы то ни было, и те, и другие — славные ребята. Если бы не одно «но», явно наблюдаемое в большинстве случаев. Часто они излишне категоричны и склонны считать субъективные теоретические построения Истиной.

   III.

   И, наконец, к третьей (самой малочисленной) группе целесообразно, на мой взгляд, отнести тех, кому, прежде всего, интересен сам автор и его точка зрения. Думаю, к этой категории надо отнести и самого Казимира Малевича, ибо оснований считать, что он был неинтересен сам себе, у меня нет. Представители этой группы припадают к манифестам и статьям самого Малевича, благо текстов он написал изрядно. Их противники часто возражают:
— А с чего вы взяли, что Малевич в своих текстах искренен?
— А мы и не анализируем Малевича, — отвечают они. — Мы анализируем его искусство, но через призму авторских концепций.

   Нет сомнений, что и эти исследователи также славны и исполнены многих достоинств. Если бы не одно «но», явно наблюдаемое в большинстве случаев. Часто они излишне категоричны и склонны считать своё понимание текстов Малевича единственно верным.

* * *

   Что же из этого следует? Следует жить, шить сарафаны и легкие платья из ситца…

   К какой бы категории вы не отнесли себя — вам, скорей всего, доподлинно известны смысл и достоинства «Чёрного квадрата». С чем я всех нас, истинных знатоков Истины, и спешу поздравить. Ура!

   P.S.
   Если же в силу каких-то весомых обстоятельств вы причисляете себя к тем, кому истина не ведома, то уж поверьте: никто вам её не откроет. Помочь, может быть, и поможет, но последние несколько шагов (самых важных!) вам придётся сделать самостоятельно. Я верю в вас! Удач!

Москва
март 2010

Литература

1. Казимир Малевич. От кубизма и футуризма к супрематизму.

2. Казимир Малевич. Форма, цвет и ощущение.

3. Казимир Малевич. О субъективном и объективном в искусстве или вообще.

4. Казимир Малевич. Искусство.

5. Казимир Малевич. «Человек самое опасное в природе явление…»

6. Татьяна Толстая. Квадрат.
 

   

На главную страницу
Список статей


© Игорь Ефремов, 2010, все права сохранены

Для использования материалов этого сайта в коммерческих или некоммерческих целях необходимо получить от меня письменное разрешение, если обратное не оговорено в явной форме.
 

Hosted by uCoz
Мебель для уюта, деревянное кресло качалка Москва.