На главную страницу
Список статей

Выбор фотоаппарата: зеркалка, мыльница, цифра...
Очень общие советы постороннего

______________________________________________________

Если Вы читаете эти строки, мучаясь в сомнениях в связи с предстоящей покупкой фотокамеры, то Вы, конечно же, не профессионал. Людям, зарабатывающим свой хлеб фотоделом, мои советы вряд ли нужны. Пригодятся ли они Вам? Возможно. Самый разумный подход — выслушать побольше разных советов, поразмышлять над ними и окончательный выбор сделать самостоятельно. Никто кроме Вас не может знать, что Вам нужно и для чего.

Полезно также принять к сведению мое следующее наблюдение. Чем категоричней в своих оценках советующий, чем навязчивей звучит его мнение — тем осторожней надо относиться к его словам. К тому же, абсолютно правильного выбора не бывает. У каждого варианта всегда есть свои плюсы и минусы. Поэтому любой выбор — это всегда компромисс.

И на объективность я не претендую. Все мои советы на 100% субъективны и отражают лишь мое частное мнение.

Теперь перейдем к сути. Для начала определимся, стоит ли покупать цифровой фотоаппарат. Отговаривать не буду, но перечислю ряд очевидных минусов, затрудняющих использование цифровых камер:

  • Относительно высокая стоимость и самой камеры, и бумажных отпечатков с цифрового носителя.
  • Довольно быстрый разряд аккумуляторов и, как следствие, необходимость часто заряжать их (и/или иметь запасные).
  • В поездках придется подумать о том, где хранить отснятые изображения. Варианты могут быть разные. Один мой знакомый возит с собой ноутбук и периодически скидывает на него отснятый материал.
  • Если Вы захотите сами корректировать свои фотоработы, то Вам понадобиться компьютер с пишущим CD-дисководом и соответствующее программное обеспечение.
  • Светочувствительная матрица доступных по цене цифровых камер меньше по размеру стандартного кадра узкоформатной пленки, вследствие чего эквивалентный по углу обзора объектив будет иметь меньшее фокусное расстояние. В результате глубина резко изображаемого пространства у цифровых камер больше, чем у пленочных. Это не всегда хорошо. Например, художественный портрет традиционно снимают на размытом фоне. Вообще говоря, в цифровой фотографии управлять зонами резкости и нерезкости сложно, а подчас и невозможно.
  • Качество цифровых снимков, сделанных непрофессиональной техникой, пока уступает качеству традиционной фотографии. Однако, если Вы не будете делать крупных отпечатков, а ограничитесь типовым альбомным форматом 10 х 15 см., то претензий к качеству у Вас скорей всего не возникнет.

Все перечисленное Вас не пугает? Тогда цифровая камера — это то, что Вам нужно. Тем более, и достоинств у нее немало. Упомяну два основных:

  • Большая оперативность съемки. Вы сразу видите результат. Если он Вам не нравится, то можно сразу же стереть снимок в памяти и сделать еще одну попытку. Не надо волноваться относительно экспозиционных ошибок. Не беда, если кто-то во время съемки моргнул. Весь технический брак уничтожается сразу. И, конечно же, оперативность важна и в других случаях, например, если Вы хотите сразу же отправить полученное изображение по электронной почте.
  • Не надо постоянно тратится на фотопленку и ее проявку. Если снимать Вы предполагаете много, то это еще один аргумент в пользу цифрового фотоаппарата. Разновидностью съемок, требующих большого расхода пленки, являются всевозможные эксперименты (например, со студийным светом). В таких случаях цифровая камера тоже будет весьма нелишней.

Перейдем к обсуждению пленочных фотоаппаратов. Что же выбрать: демократичную мыльницу или производящую впечатление зеркальную камеру?

Прежде всего, надо развеять широко распространенный миф о том, что качество снимков, сделанных зеркальной камерой, несопоставимо высоко по сравнению с тем, что может Вам дать компактный фотоаппарат. Это абсолютно не верно. Иногда говорят: «Ну, как же! Объектив у зеркалки ведь больше, поэтому и качество она дает лучше». И это суждение также не соответствует истине. У зеркальной камеры между объективом и пленкой располагается зеркало, поэтому приблизить объектив к пленке нельзя. Именно из-за этого объектив для зеркалки больше объектива мыльницы. Но изготовить большой качественный объектив, при прочих равных условиях, значительно сложней, чем маленький. На это мне могут возразить: «Да видели мы это мыльничное качество! Неважнецкое оно!» Ответ на это прост. Плохое качество Вы видели потому, что фотоаппарат был дешевый. На современной качественной компактной камере можно получить снимки очень высокого качества.

Какой же должна быть хорошая мыльница? Ответ таков:

  • Прежде всего, она должна иметь стеклянный (не пластиковый) объектив, предпочтительней без трансфокатора (то есть без зума). Трансфокатор — это всегда дополнительные линзы, всегда попытка немного уступить в качестве, но выиграть в функциональности. Зумы (объективы с переменным фокусным расстоянием) не только имеют более низкую разрешающую способность, но и зачаcтую хуже рисуют объекты, находящиеся вне зоны резкости. Но уступка в качестве, конечно же, невелика. Если Вы не будете печатать художественные фотографии большого формата, то качество зума вполне может Вас устроить. Для более бескомпромиссного варианта я бы все же рекомендовал объектив с фиксированным фокусным расстоянием.
  • Система активной автофокусировки должна иметь большое количество шагов.
  • Камера должна отрабатывать большой диапазон выдержек и диафрагм (например, выдержки от 1/700 сек. до 1 сек. и диафрагмы от 4 до 16)
  • Наличие дополнительных режимов не обязательно. Любая камера, удовлетворяющая первым трем требованиям, автоматически имеет необходимый набор функций. Дополнительные же функции используются редко, а на стоимость влияют довольно сильно.

Так зачем же, спросите Вы, профессионалы таскают с собой эти тяжелые зеркалки, если и мыльницы дают хорошее качество? Дело тут не в качестве, а в функциональности. Зеркальная камера позволяет менять объективы, просматривать глубину резко изображаемого пространства, вручную устанавливать экспозиционные параметры, использовать различные режимы экспозамера и т. п. В результате фотограф имеет больший контроль над параметрами съемки и может вручную выбирать именно тот режим, который наиболее подходит для того или иного случая. Другой плюс зеркалки — возможность устанавливать на нее современную вспышку, работающую в «интеллектуальных» режимах.

Выводы:

1. Если Вам просто нужна камера, дающая результат, который не стыдно показать знакомым; если Вы не собираетесь изучать фотодело; если Вас удручает необходимость выбора съемочных параметров в ручном режиме; если процесс съемки для Вас не так интересен, как результат — тогда Вам стоит подумать о приобретении хорошей мыльницы.

2. Если Вы увлеченный фотолюбитель, получающий удовольствие от съемочного процесса не меньше, чем от его результата, то Вам, конечно, нужна зеркалка. Также она Вам понадобится, если Вы намерены заняться специальными видами съемки (например, макро), а не ограничится сюжетами вроде «Моя жена и мой пес на даче», «Я и Пизанская башня» и т.п.

3. Если Вы не попали не в одну из описываемых категорий, то вполне возможно, Ваша цель — произвести впечатление, создав имидж крутого фотографа. В этом случае просто придите в магазин и скажите продавцу, сколько намерены потратить. Он с удовольствием впарит Вам что-нибудь по-настоящему крутое.

Я намеренно не пишу, фотокамеры, какой фирмы следует предпочесть. Если Вы сходите на какую-нибудь фотовыставку или посмотрите фотографии, размещенные в Интернете, то поймете, что отличный результат можно получить, пользуясь камерой от любого известного производителя. Какой фирме отдать предпочтение? Это скорей уже тонкие нюансы. Очень часто, достаточно прийти в магазин и покрутить предполагаемую покупку в руках — и Вы сразу поймете, по душе она Вам или нет. Не вызывает сомнений и мысль о том, что важнее камеры тот, кто держит ее в руках. От его усилий и умений результат зависит в большей степени.

В заключении замечу, что выбор фотокамеры — это, прежде всего, выбор оптики. Именно она создает изображение на пленке. А камера лишь на мгновение открывает затвор. Только и всего.

 

На главную страницу
Список статей

TopPhoto.ru - рейтинг фоторесурсов

© Игорь Ефремов, 2002, все права сохранены

Для использования материалов этого сайта в коммерческих или некоммерческих целях необходимо получить от меня письменное разрешение, если обратное не оговорено в явной форме.
 

Hosted by uCoz