Sorry, not available yet
   

На главную страницу
Список статей

Виньетирование
Заметка о фотографической лингвистике
_______________________________________________________

Вторая редакция

Hапрасные слова. Виньетка ложной сути.
Hапрасные слова нетрудно говорю.
Hапрасные слова. Уж вы не обессудьте.

Л. Рубальская

   
   Счастье — это когда тебя понимают

   О значении слов спорить не слишком разумно. Целесообразней о терминологии договариваться. Разумные люди чаще всего именно так и поступают. Но случаются и исключения. Если по каким-либо причинам узкоспециальный термин выходит за рамки специального знания, то его более широкое толкование нередко вызывает раздражение и сопротивление у специалистов. А уж если в этой связи возникнет спор, то его результатом скорей всего будет лишь без толку потерянное время и массовая гибель нервных клеток.

   Подобные проблемные ситуации характерны и для самой лингвистики. Никакую языковую норму нельзя ввести законодательно. Ведь принудительное соблюдение языковых норм обеспечить невозможно. Язык — живой процесс. Изменилась языковая практика — значит пора менять языковую норму. Автору этой заметки очень редко доводится слышать слово «петля» с нормативным ударением на первом слоге. Может, пора менять нормативное произношение этого слова? Впрочем, предоставим решать этот вопрос лингвистам и вернёмся в мир фотографии.

   В области светописи не слишком «повезло» термину «виньетирование». В старом добром классическом понимании, сложившимся в оптике, под виньетированием понимают затенение периферии поля зрения неапертурными диафрагмами, приводящее к падению освещённости изображения от центра к краям. Именно так понимают виньетирование специалисты в области оптики.

   В более широком неспециальном употреблении слово «виньетирование» означает любое затенение краёв изображения, какими бы причинами оно не было вызвано. Ошибка ли это? Может, и так… Но, с другой стороны, такое употребление вполне естественно, так как оно непосредственно связно со словом «виньетка», которое в самом широком смысле понимается как любое обрамление или украшение, например, в виде завитка или орнамента (см, например, рис. 1).
Рис. 1. Виньетка как технический приём оформления
 

  
   Причины затенения краёв фотоизображения

   Причин падения яркости на краях фотоизображения может быть несколько.

   Во-первых, яркость может падать из-за ограничения светового пучка различными препятствиями, входящими в конструкцию объектива. Это и есть виньетирование в классическом понимании оптиков. При диафрагмировании объектива неравномерность освещённости, вызванная этими причинами, уменьшается.

   Во-вторых, световой пучок может быть ограничен внешними (по отношению к объективу) конструктивными элементами. Если речь идёт о блендах, светофильтрах и т.п., то диафрагмирование опять-таки может уменьшить неравномерность освещённости. Если же причиной дополнительного затенения являются конструктивные особенности пикселов цифровой матрицы, то диафрагмирование спасти положение не сможет.

   В-третьих, снижение яркости на периферийных участках связано с законом «косинуса в четвёртой степени». Этот закон довольно подробно описан в различных статьях (см., например, [1]) и здесь подробно рассматриваться не будет. В его основе лежат геометрические факторы, определяющие снижение освещённости на краях изображения. Диафрагмирование объектива против «закона cos(alpha)» бессильно.
   

   Несколько примеров

   Пример №1. Рассмотрим камеру-обскуру (pinhole camera), в которой светочувствительный материал расположен на плоскости (рис.2).
 

   Не требуется никаких особых математических познаний чтобы понять, что в данном случае мы неминуемо столкнёмся с затенением периферийной зоны изображения. Действительно, как видно из рис. 2, F > f, то есть свет проходит больший путь до краёв. Причём разность между F и f будет тем больше, чем широкоугольней камера-обскура.
Рис. 2. Камера-обскура

      Виньетирование ли это? В классическом понимании — нет. С точки зрения широкой практики — да. Неслучайно, на многих сайтах, посвящённых камерам-обскурам, говорят именно о виньетировании, а не о затенении краёв. И простейший способ борьбы с этим явлением — расположить светочувствительный материал на цилиндрической поверхности, а не на плоскости.

   Пример №2. Посмотрим на две фотографии (рис. 3).

Рис. 3

   Можно ли утверждать, что на правом изображении наблюдается жуткое виньетирование? С точки зрения оптики, надо вначале разобраться с причинами. Если виной всему ограничение светового пучка конструктивными элементами объектива, тогда да, это виньетирование. Ну, а если — нет, тогда нет. Может, затенение углов в данном случае вообще никак не связано с оптикой, а достигнуто, например, средствами графического редактора?!

   То есть получается, что, глядя на изображение, судить о виньетировании нельзя. Конечно, с позиций повседневной практики это неудобно, так как приходится для очень схожих по результату явлений использовать различные слова.
 

Разумный выход из терминологического затруднения

   До тех пор пока ситуация с терминологией не стабилизируется, каждый вынужден сам выбирать разумную линию поведения. По мнению автора этой статьи, главное — относиться к собеседникам с пониманием и воздерживаться от взаимных резких суждений.

   Из более практичных подходов можно предложить следующее.

   Прежде всего, можно разделить термины «виньетирование объектива» и «виньетирование изображения». В первом случае следует придерживаться стандартного определения из учебников по оптике. Во втором — судить по конечному изображению.

   Другого сбалансированного подхода придерживается в своих публикациях Пол ван Уолри (Paul van Walree) [1]. Он предлагает выделять три значения слова «виньетирование»:

   1. оптическое виньетирование (совпадает с пониманием виньетирования в классической оптике);

   2. естественное виньетирование (связано с законом «cos4»);

   3. механическое виньетирование (связано с применением бленд, фильтров и других внешних приспособлений).

   В англоязычной Википедии (Wikipedia) имеется также термин «пиксельное виньетирование». Данное явление присуще исключительно цифровым камерам. Оно связано с тем, что каждый пиксель цифровой матрицы имеет конечную ненулевую глубину (находится как бы на дне крохотного стаканчика-колодца). В результате, лучи, падающие на пиксель под большими углами обрезаются. Многие цифровые камеры снабжены программными средствами борьбы с этим явлением.

   Таким образом, разумно совместно со словом «виньетирование» использовать дополнительные поясняющие слова. В результате поводов для взаимного непонимания будет меньше.    


   Выводы

   Увы, делать какие-либо однозначные выводы пока рановато. Поживём — увидим! Какой бы подход вы для себя ни выбрали, целесообразно с самого начала явно сообщить о нём собеседнику. Во избежание недоразумений и взаимных обид.

 
   Ссылки

1. Paul van Walree. Vignetting.

2. Статья про виньетирование в англоязычной версии Википедии.

 

* * *

 

На главную страницу
Список статей


© Игорь Ефремов, 2006, все права сохранены

Для использования материалов этого сайта в коммерческих или некоммерческих целях необходимо получить от меня письменное разрешение, если обратное не оговорено в явной форме.
 

Hosted by uCoz
Ожерелья жемчужные.