Из
Походной Библиотечки S'Rekamybboh
21 незаменимое правило ведения дискуcсий и споров
__________________________________________________________
1. Не выслушивайте собеседника внимательно. Зачем? Ещё возомнит
о себе!
2. Старайтесь
вывести собеседника из душевного равновесия. Тогда он сам начнет
вести себя подобно вам. И вот тут уж самое время
поймать его на некорректности. Ну, или, на крайний случай, объявить,
что он ничем не лучше вас. Помимо прочего, выведенному из себя
оппоненту непременно надо напомнить древнюю мудрость: «Ты сердишься,
Цезарь, значит, ты не прав!» Разозлить собеседника важно еще
и потому, что в этом состоянии он будет чаще делать ошибки. Ни
в коем случае не упускайте случая поглумиться как над ними
(его ошибками), так и над
ним самим (вашим собеседником)!
3. Золотое правило: вам — слово, а вы в ответ — два. Смело наращивайте
объем реплик. При необходимости обсудите отдельные слова, включая
предлоги. Смысл прост: собеседник вряд ли захочет и/или сможет
обсуждать весь этот массивный поток сознания. Тогда вы смело
засчитаете себе победу по недискутируемым пунктам. Высший пилотаж:
при всём этом упрекнуть собеседника, что он отказался обсуждать
столь важные и сущностные моменты! Ведь и ежу ясно, что оппонент
должен с готовностью и по первому вашему требованию обсуждать
всё, что вы ему наговорите!
4. Подмена тезиса — главный дискуссионный приём. Смело, но плавно,
меняйте тему спора. Приписывайте собеседнику всякие глупости.
Чем глупей будет выглядеть ваш собеседник — тем лучше для вас.
5. Смело провоцируйте собеседника! Он обязательно не выдержит.
Либо плюнет и уйдёт.
Либо потеряет
душевное равновесие (см. п.
2). Например, собеседник вам говорит: «Я люблю макароны
с кетчупом». О-о-о! Тут-то он и допустил стратегическую
промашку! Смело говорите в ответ: «А бифштекс с жареной
картошечкой, значится, по-вашему, фигня полная???» Если
и не достигнете конструктивного результата, то хоть поглумитесь
вволю!
6. Непременно встаньте в позу обиженного. Некоторые оппоненты
на эту удочку
ловятся. Начинают расшаркиваться,
утешать и извиняться!
Тут-то самое время расценить всё это как признак слабости! Сильный
никогда не извиняется! Самое время нанести решающий ответный
удар, и, непременно с издёвочкой, сказать: «Ну, стало быть,
признаёте, что я был прав?»
7. Заставьте оппонента оправдываться! Оправдывающийся человек
часто выглядит как виноватый и побеждённый. Не бойтесь нелепостей!
Смело обвиняйте оппонента в чём только можно! В чём нельзя —
тоже обвиняйте!
8. Не пренебрегайте стилем! Старайтесь вставлять в реплики обидные
словечки и фразочки! Во-первых, этим вы сразу дадите понять собеседнику,
что он ещё не дорос до вашего уважительного отношения. Тут ему
ещё работать и работать. А, во-вторых, см. п. 2.
9. Начинайте реплику с эмоционального слова-паразита, как то: «как
же!», «щаз-з-з!», «ага!». Услышав
такую «заставку» ваш
оппонент тотчас поймёт, что напрасно ввязался в дискуссию с вами,
ибо его слова — просто детский лепет по сравнению с вашими. Не
пренебрегайте эмоциональной окраской и в середине реплик. Называйте
ошибки — авторской недалёкостью; неясность — блёклостью
мысли и серостью; скрупулёзность — буквоедством и т.п.
10. Все неоднозначности и двусмысленности трактуйте только в
свою пользу! Пусть оппонент оценит вашу значимость и ваше интеллектуальное
величие!
11. Не молчите, когда нечего сказать! Это производит нехорошее
впечатление. Говорите всегда! Если по сути сказать нечего, то
придирайтесь к частностям! Частностей много — тем они и хороши.
Достойная задача: увести дискуссию в сторону и похоронить смысл
среди мелочей.
12. Будьте требовательны к собеседнику и непреклонны! Неважно,
что вы сами не удовлетворяете своим же требованиям! Помните:
вы — избранный!
13. Поменьше конструктива! В конструктивном диалоге может раскрыться
печальная для вас истина! Избегайте и конкретики! Не идите на
поводу у собеседника! Ни в коем случае не начинайте детального
обсуждения
его реплик!
Напротив, старайтесь обсуждать то, что ваш оппонент НЕ говорил.
В этом случае ваши реплики будут всегда неожиданны для оппонента.
А непредсказуемость — половина победы!
14. Говорите непонятно! Чем непонятней, тем лучше. Есть шанс, что
ваш оппонент почувствует себя идиотом! Неплохо работают туманные
реплики в одно-два слова! Ни в коем случае не давайте никаких
пояснений! Чего сюсюкать! Если ваш оппонент что–то не понял —
это его беда, а ваше преимущество!
15. Всегда и везде на любую критику реагируйте: «Сам дурак!» Неважно, пустая ли это критика или критика справедливая и конструктивная!
Вы — выше неё! Всегда! Не забывайте п. 7! Никаких ответов по
существу! В ответ непременно объясните критику, что и он, мягко
выражаясь, небезгрешен! Он ведь сам не догадывается!
16. Если оппонент признал хоть какую-то вашу критику или извинился
(вот дуралей-то!), не мешкая, воспользуйтесь ситуацией! Немедленно
припишите себе общую победу в споре и добейте соперника каким-нибудь
язвительно-покровительным замечанием!
17. Отвечайте вопросом на вопрос! Причем ваш вопрос ни в коем случае
не должен
быть уточняющим. К чему
эти интеллигентские
штучки! Цель вашего вопроса совсем другая: поставить собеседника
на место. Особенно хорошо этот приём работает в тех случаях,
когда собеседник начинает излишне умничать. Например, вам говорят:
«А учитываете ли вы имманентную транс-сублимацию эго-метафоры?» В
ответ смело задавайте встречный вопрос: «А вы читали
последнюю статью Бергсона — Цзы Миня?» Если ваш
оппонент — крепкий орешек и не боится признаться в собственном
невежестве, то он
может начать уточнять, например, кто такой этот самый Цзы Минь.
На это отвечайте: «Вы даже не знаете Цзы Миня, а берётесь
рассуждать о таком сложном предмете!» или «Вот-вот!
Ознакомьтесь вначале с работами Цзы Миня, а уж потом приходите
дискутировать со мной!»
18. Цитируя оппонента, стремитесь исказить исходную мысль. Для
этого выкидывайте из
цитат сущностные слова
и невпопад обрывайте
цитату. Пример: фразу «не думаю, что эту проблему можно
решить полностью» следует цитировать так: «…эту
проблему можно решить полностью» или так: «не думаю,
что эту проблему можно решить…».
19. Если оппонент поймал вас на какой-либо очевидной глупости или
указал вам на явные ошибки, тотчас обратите всё в шутку. Совершенно
очевидно, что у вашего собеседника просто напрочь отсутствует
чувство юмора! Шуток он, видите ли, не понимает!!!
20. Не пренебрегайте переходом на личности! Этот приём позволяет
сразу убить двух зайцев: решить задачи, упомянутые в п.7 и п.2.
21. Верный
способ одновременно вывести человека из себя и поставить его
на место: на любую реплику собеседника методично
отвечайте скучающе-надменным тоном: «это давным-давно всем известно»
или «да, знаю-знаю, это банально». Махнет ли собеседник на
вас рукой, признает ли свою некомпетентность, разозлиться ли
не на шутку — любой исход вам на пользу!
* * *
Если
Вы захотите дополнить
приведённый список своими рекомендациями или попрактиковаться
в использовании этих правил на авторе — мой
адрес электронной почты можно по-прежнему найти на главной
странице сайта. ;) Только прошу: не начинайте ваше
письмо с фразы «ваши правила банальны и давно уже всем
известны».
;) :)