На главную страницу


Курочка Ряба: смысловая мистификация

Шаг к разгадке тайных смыслов
_________________________________________________

   

I. Не судите, да не судимы будете!

 
     Многих людей, привыкших мыслить рационально, классические тексты русских народных сказок ставят я тупик. Но это не вина этих людей. И не их беда. Не надо чванится и смеяться над ними. Открыть им глаза и разъяснить им суть — вот как надлежит поступать в таких случаях человеку вежливому и пытливому.

     В предыдущей своей публикации автор попытался растолковать самой широкой аудитории читателей истинный смысл сказки про Колобка. Теперь настала очередь другого классического текста: сказки про курочку Рябу.

II. Какой текст брать за основу?

     Сложность с Рябой, прежде всего, заключается в том, что непонятно, какой текст считать каноническим. В разных книжках можно встретить самые разные варианты [2] . Дело осложняется ещё и тем, что к традиционным народным вариантам за последнее время было добавлено немало авторских версий. И лишь небольшая их часть сохраняет исходные смысл и суть оригинального текста. Многие же из них являются попросту издевательскими хохмами, созданными исключительно на потеху невзыскательному читателю [3]. Даже серьёзное с виду исследование «Кур Курей» [4] является на поверку всего лишь зубоскальством.

     Нет, автор далёк от того, чтобы упрекать кого-либо. Цель вышесказанных слов — обозначить сложность проблемы.

     Итак, на чём же остановиться? Что выбрать в качестве основного текста? Автор предпочёл тот вариант, который сам неоднократно слышал в детстве и который и поныне тиражируется различными издательствами. Текст этот таков:

Жили-были дед и баба. Была у них курочка Ряба.
Раз снесла курочка яичко да не простое, а золотое.
Дед бил-бил, не разбил.
Баба била-била, не разбила.
Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.
Плачет дед, плачет баба, а курочка говорит им:
«Не плачь, дед, не плачь, баба! Я снесу вам другое яичко не золотое, а простое».

 
III. Суть противоречий

     Думающие люди после прочтения сказки о курочке Рябе обычно задаются такими вопросами (см., например, [5]):

  • Зачем дед с бабой хотят разбить золотое яйцо?!
  • Почему, когда яйцо разбилось, и цель, вроде бы, достигнута — они плачут?!

     На самом же деле никаких противоречий в тексте нет. Просто многие старинные тексты содержат скрытые смыслы, которые зачастую сокрыты в притчеобразной форме повествования. Сделано это неспроста. Древний автор надеялся, что умный человек задумается и постигнет тайную логику повествования. А дуракам наука не в прок. Но беда в том, что в наш стремительный век многие люди, стяжавшие учёность, тоже не всегда располагают времением для постижения скрытых смыслов. Что ж, попробуем разобраться вместе!

 
VI. О чём же повествует сказка?

     Итак, пора расставить все точки над i. Прокомментируем текст сказки построчно.

1. Жили-были дед и баба. Была у них курочка Ряба.

     Тут комментировать нечего. Это зачин, вводящий читателя в обстоятельства повествования. Следует лишь обратить внимание на то, что Ряба была у стариков, а не старики — у Рябы. То есть, с первой же строчки иерархия персонажей становится нам абсолютно ясна.

2. Раз снесла курочка яичко да не простое, а золотое.

     Sic! Вот с этой-то строчки для многих людей и начинаются непонятки! По своей наивности они думают, что «снести» в данном контексте означает «произвести на свет». Но этот глагол многозначен! Попробуем использовать другое значение, и всё встанет на свои места.

     Речь, очевидно, идёт о другом. В доме было золотое яйцо, которое старики хранили на «чёрный день». Возможно по своей ценности это яйцо во много раз превосходило яйца от Фаберже. Но наивной Рябе оно показалось вещью зряшной и бесполезной. Что, впрочем, естественно. Как ещё может отнестись курица к металлическому яйцу?

     Что же она предпринимает? Несёт (сносит!) этот «бесполезный» предмет то ли в скупку, то ли в ломбард, то ли на толкучку. Цель её лучезарна. Она хочет помочь старикам превратить золотое яйцо в нечто с её точки зрения более ценное: в наличные деньги.

     Святая простота! Хотела как лучше, а получилось… ну, вы сами знаете.

3. Дед бил-бил, не разбил.

     Теперь и эта строчка становится нам понятной. Дед бъёт вовсе не яйцо! Даже в сказке трудно представить себе человека, не способного разбить куриного яйца!

     На самом деле дед наказывает [бьёт] Рябу! И никакого иррационального супрематизма тут не наблюдается! Он по-родительски хочет научить её уму-разуму и передать ей свой жизненный опыт.

     Что касается слов «не разбил», то, очевидно, это неправильно воспринятые на слух слова «не раз бил». Курочка не шибко умна, и деду приходится повторять свой урок несколько раз. В пользу такой трактовки говорят и дополнительные соображения: см. ниже про куриный интеллект в п. 6 и п.7.

4. Баба била-била, не разбила.

     Баба не хочет отставать от деда. Сила её огорчения велика. И она присоединяется к воспитательному процессу. Опять же читать и понимать эту строчку надо так: «Баба била-била [курочку], не раз била».

5. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.

     Чтобы понять смысл этой фразы, вспомним, где в данный момент находится золотое яйцо? Правильно. У барыг-торгашей, купивших у наивной Рябы по дешёвке золотое яйцо. Но, как говорят в народе, Бог шельму метит! Неотвратимое возмездие материализуется в виде мыши, посланной самим провидением.

     Судьба, будто под звуки Пятой симфонии Бетховена, врывается в дом обманщиков: мышь разбивает яйцо, приводя его стоимость к цене золотого лома. Зло наказано! Жуликам не удалось нажиться на куриной простоте. Очевидно, осколки стоят ровно столько, сколько скупщики за него и заплатили курочке. И ни копейкой больше!

     Торжество справедливости и неотвратимость возмездия — вот истинный смысл сказки!

6. Плачет дед, плачет баба…

     Повествование вновь возвращается в избушку стариков. Они плачут. Но не от того, что им жалко золотого яйца! Ведь Ряба принесла им за него деньги. И хоть и не рыночный эквивалент ювелирного изделия, но сумму всё же, судя по всему, немалую.

     Плачут старики потому, что внезапно им открывается простая истина: их любимая курочка беспробудно глупа! Дед и баба не вечны. Как же тяжело будет жить Рябе на этом свете, когда их не станет! Мысль об этом не может не вызвать горючих слёз! В этом-то и заключается подлинная трагедия стариков!

7. …а курочка говорит им: «Не плачь, дед, не плачь, баба! Я снесу вам другое яичко не золотое, а простое».

     Курочка — наивное дитя природы, святая простота, поборник естественных ценностей! Она, как может, успокаивает стариков. Вот тут уже слово «снести» употреблено в другом, в «курином» смысле. Ряба как бы говорит: не переживайте, с голоду не помрёте, уж яйцами-то я вас обеспечу.

     С другой стороны мы видим, что урок стариков не пошёл Рябе впрок. Она так ничего и не поняла. Но что вы хотите от курицы?! Недаром ведь в народе существует выражение «куриные мозги»!

     Неизвестный автор по-доброму относится к Рябе. Не случайно он называет её «курочка», а не «курица» и не «кура»! Но иллюзий в отношении куриного интеллекта быть не может! В этом сокрыт и урок для всех нас: дурака учить — только время зря тратить!

* * *

     Итак, всё встало на свои места. Смысл восстановлен. Выводы сделаны. Всё. Точка. Абзац. Возврат каретки.

 
V. Несколько заключительных слов

     Русская сказка непроста! Всегда попадает впросак тот, кто смотрит на неё, как на примитивное повествование для малышей. Думайте, друзья мои! И Истина непременно откроется вам!

 
БЛАГОДАРНОСТИ

     Автор считает своим долгом поблагодарить ЖЖ-юзера terra__ за пробуждение интереса к древнему мистическому тексту о курочке Рябе, а также свою дочь Танюшку за любезное согласие подготовить иллюстрацию к данной статье.

 
ССЫЛКИ

1. И. Ефремов. Колобок. Не тварь дрожащая, но скотина катящаяся. Очерк-концепт.

2. Курочка ряба. Материал из Викитеки.

3. Л. Каганов aka Lleo. Курочка Ряба.

     Удобства ради текст Л. Каганова можно привести здесь целиком, ибо он краток: «Жили были дед и баба и была у них курочка Ряба. Снесла она как-то яйцо, но не простое, а золотое. Стали дед с бабой яйцо бить — дед бил не разбил, баба била не разбила, но в конце-концов конечно разбили. Затем принялись за посуду, потом выбили стекла, раскрошили мебель, исцарапали лифт, намусорили в подъезде. Вот такую вспышку вандализма порой вызывают драгоценные предметы в руках малокультурных людей».

4. Кур Курей. Классические тексты с комментариями Раши.

5. Вадим Голованов. Курочка Ряба (сказка про сказки).

* * *

 

На главную страницу


© текст, Игорь Ефремов, 2006, все права сохранены
© иллюстрация, Татьяна Ефремова, 2006, все права сохранены

Для использования материалов этого сайта в коммерческих или некоммерческих целях необходимо получить от меня письменное разрешение, если обратное не оговорено в явной форме.
 

Hosted by uCoz
Навесы в Ростове-на-Дону поликарбонат сотовый для навесов.