На главную страницу
Список статей

Объектив-монокль vs. Компьютерная имитация монокля
(маленькое ненаучное тестирование)

Введение

Эта статья из серии «Маленькие ненаучные тесты» посвящена простому однолинзовому объективу, который носит название «монокль». Как известно, мягкий рисунок монокля, обусловленный значительной сферической и хроматической аберрацией, весьма трудно воспроизвести с помощью компьютерного моделирования. Более-менее приемлемые имитации удаётся создать при довольно кропотливой ручной работе, учитывающей и характер освещения, и особенности сюжета, и размер предполагаемого отпечатка, а также многие другие факторы. Применение любых формализованных процедур неизменно приводит к результату, весьма далекому от того, что рисует оригинальный монокль.

Однако, одно дело — констатация этого факта на словах, и совсем другое дело — демонстрация изображений, иллюстрирующих эту мысль. Не являясь специалистом в области компьютерной обработки изображений, я все же рискнул сравнить фотографии, сделанные с помощью настоящего монокля, с изображениями-имитациями, полученными в результате применения наиболее известных (и наиболее простых) способов. Такое сравнение было нацелено, прежде всего, на выявление наиболее очевидных различий. Поэтому вытекающие из него выводы не претендуют ни на какую-либо общность, ни на истину в конечной инстанции.

Фотографии, сделанные с помощью реальных объективов


Фото 1. Монокль, f = 85 мм, f/4.0

Эта фотография была сделана с помощью самодельного монокля, изготовленного на основе объектива Гелиос-44-2. Круглая диафрагма была установлена перед линзой. Даже на этом небольшом web-изображении хорошо видно, что рисунок монокля складывается из двух основных элементов: мягкости и сияния ярких участков. При этом эффект свечения возникает за счет ореолов, окружающих яркие элементы изображения.

* * *


Фото 2. Объектив Pentax FA 50/1.4 SMC

Это изображение послужило в качестве исходного материала
для последующих компьютерных экспериментов.

* * *

Результаты компьютерной обработки


Фото 3. Компьютерный soft-эффект

Это изображение имеет к моноклю лишь косвенное отношение. Оно показывает, как может выглядеть фотография после компьютерного смягчения. Типовая процедура, приводящая к такому эффекту, заключается в создании двух слоев. Верхний слой делают полупрозрачным.
Иногда в нем немного поднимают контраст и/или резкость. Нижний слой размывают
с помощью фильтра Gaussian Blur. В результате изображение смягчается, однако в ярких участках не возникает никакого дополнительного сияния.

Стоит упомянуть , что сходная по сути процедура может быть реализована и чисто фотографическим способом. Правда, выполнить ее можно будет только для неподвижных объектов. Речь идет о съемке какой-либо сцены в две экспозиции. Во время первой экспозиции объектив фокусируют на объекте съемки, а во время второй — немного расфокусируют. Варьируя степень расфокусировки и соотношение экспозиций, можно получить весьма интересные эффекты, включая очень неплохую имитацию монокля.
Более детальное рассмотрение этого вопроса лежит за рамками этой статьи.

* * *


Фото 4. Soft-эффект на основе фильтра Median

Для получения этого изображения была использована почти точно такая же процедура смягчения, что и для Фото 3. Различие состояло в использовании фильтра Median вместо фильтра Gaussian Blur. Иногда, даже прямое применение этого фильтра к исходному изображению позволяет очень неплохо передать эффект монокля. Однако, такие случаи весьма редки.

Из сравнения Фото 3 и Фото 4 видно, что в данном случае общий рисунок изображения стал немного более «моноклевым». Тем не менее, эффекта сияния добиться, по-прежнему, не удалось.

* * *


Фото 5. Попытка имитации эффекта сияния

Для получения этого изображения я воспользовался процедурой, описанной в статье Виталия Абрамова «Монокль средствами Photoshop». В двух словах сущность этой процедуры состоит в следующем. С помощью фильтра Maximum в новом слое создаются как прообразы будущих световых ореолов, так и общий характер смягчения. Далее псевдоореолы сглаживаются и после сведения слоев подмешиваются в результирующее изображение.

В моем случае применение этой процедуры хотя и создало некоторое подобие сияния, но привело к явно недостаточному уровню смягчения. Поэтому я прибег к дополнительному компьютерному soft-эффекту. Результат говорит сам за себя. Несмотря на сияние светов и смягченность, изображение довольно сильно отличается от фотографии, сделанной реальным моноклем. На изображении также появились некоторые артефакты, которые я специально не стал ретушировать. Речь идет, например, об оранжевом овале, внутри которого оказались цифры 2170. Однако, несмотря на все свое несовершенство, метод Виталия Абрамова довольно интересен и полезен. К тому же в других руках он вполне мог бы привести к более качественному результату. Однако, для того чтобы получить первое представление о сущности рассматриваемого вопроса, думаю вполне подходят и мои результаты.

Выводы

Стоит подчеркнуть, что никаких однозначных выводов из моих экспериментов не следует. Ведь не случайно я поместил их описание в раздел «Маленькие ненаучные тесты». ;-)

Я преследовал лишь одну цель: снабдить заинтересованного читателя начальными сведениями и материалами для размышлений. Именно с этих позиций и следует рассматривать эту публикацию.

 

На главную страницу
Список статей


© Игорь Ефремов, 2003, все права сохранены

Для использования материалов этого сайта в коммерческих или некоммерческих целях необходимо получить от меня письменное разрешение, если обратное не оговорено в явной форме.
 

Hosted by uCoz