Иллюзии и эмоции
К грядущему 10-летнему юбилею «Догмы 95» __________________________________________________________________

   

I.

В марте 1995 года группа датских кинематографистов опубликовала манифест, известный как «Догма 95». Помимо прочего, манифест содержал «Обет непорочности» в виде десяти правил, декларирующих отказ как от производства иллюзий, так и от личностного авторского подхода.

Авторы манифеста, Ларс фон Триер и Томас Винтерберг, изначально заявили, что опубликованные правила предназначены для них самих, и другим вовсе не обязательно на них ориентироваться. Однако при этом нельзя отрицать и то, что весь текст манифеста «Догмы 95» проникнут экспрессивной категоричностью и пафосными призывами к спасению. Эмоциональность и категоричность сделали своё дело! Идеи «Догмы 95» пошли в массы!

Среди сторонников «догматического» течения оказалось и немало фотографов. Что, в общем-то, не удивительно: с одной стороны, большинство правил «Обета непорочности» легко можно трансформировать в рекомендации для фотографов, а, с другой стороны, искусство кинематографии во многом базируется на фотоискусстве.
   

II.

Что же манифестируют «догматики»?

Их возмутило, что многие работы «похожи на самих режиссеров, которые пришли, чтобы урвать себе кусок». Но разве соблюдение какого-либо обета может автоматически избавить автора от меркантильности?

Они назвали концепцию авторства фальшивой и объявили её следствием «буржуазного романтизма». Но разве авторство возникло с появлением буржуазии? Разве само искусство делиться лишь на буржуазное и антибуржуазное? Кто же, если не автор (авторы) создает произведения искусства?

Современное кино, по мнению «догматиков», основывается «на теориях буржуазного восприятия искусства». Что тут скажешь? Да, теория может быть буржуазной. Но восприятие чаще определяется культурным, а не классовым и не формационным контекстом.

Сторонники «Догмы 95» выступили как против постановочного искусства, так и против любой лакировки действительности и любого вмешательства в правду жизни. Но смогли ли они сами соблюсти продекларированную чистоту? На взгляд автора этих строк – нет! И это не удивительно. Никакое искусство не может существовать и не существует объективно. И кино, и фотография, и театр и любой другой вид искусства базируются на субъективном авторском самовыражении. Искусство возникает и развиваться только через Человека. Нет Человека – нет ни автора, ни зрителя. Следовательно, нет и искусства!

Да, нажива, эгоизм, обман и трюкачество существуют! Но разве не может быть ничего другого? За рамками упомянутых псевдо-целей существует еще и свободное выражение души человека-творца. Именно оно и является подлинным искусством. Самовыражение художника гораздо реальнее любых надуманных теорий и правил.

Согласно «Догме 95» кино – это не иллюзия! Пусть не иллюзия! Но и не (объективная) реальность! Искусство в целом и кино в частности – это нечто подлинное, но во многом субъективное. Отрицать это – значит не признавать существование субъективных авторских миров, свободных от корысти и гордыни.

Приверженцы «Догмы 95» часто заявляют, что их неправильно понимают. Они, мол, готовы признать допустимость любых вольностей и манипуляций. «Только не надо называть полученный результ фотографией (кинофильмом)», — говорят они. Но какая зрителю разница, как назван результат!? И неужели главная задача автора — правильно классифицировать свой труд!? Полагаю, и у автора, и у зрителя есть задачи поважней!

Манифест иронизирует по поводу иллюзий, посредством которых передаются эмоции*. Но, право, к чему эти насмешки?! Опять-таки, какая нам разница, посредством чего передаются чувства? Главное – наличие чувств и у автора, и у зрителя, а уж посредством чего они переданы – фактор вторичный.

(*Перевод «Манифеста», выполненный Ниной Цыркун и опубликованный в журнале «Искусство кино», №12, 1998 г., к сожалению, весьма небрежен. Так, например, фраза «Illusions via which emotions can be communicated» переведена с точностью до наоборот: «Внушать иллюзии с помощью эмоций» – в то время как в оригинале идёт речь о передаче эмоций с помощью иллюзий.)
   


III.

Доведем отрицание догм до логического завершения! Ударим по догме анти-догмой!

«АнтиДогма 2004»: МЕМОРАНДУМ

«АнтиДогма 2004» имеет целью оппонировать «Догме 95», которая предприняла попытку спасения искусства кино и фотографии. Но с чего авторы «Догмы 95» решили, что искусство нуждается в спасении? Тем более в таком, какое предлагает «Догма 95»?

Мы не стучим кулаком об стол и лбом об стену! Мы не категоричны! Мы признаем за сторонниками «Догмы» право на их собственное понимание искусства, его целей и его задач. Мы лишь хотим, чтобы и они признали за нами это право.

Всем свободным художникам мы предлагаем обдумать наши правила. Обдумать – и решить, что им больше подходит. Выбор не может быть навязан. Каждый должен сделать его сам!

Правила «Анти-Догмы 2004»

1. Снимать можно что угодно и как угодно. Следуйте зову души. Она всегда подскажет вам верное решение.

2. Изображение можно дополнять звуками, запахами и т.д. Чем угодно! Главное – всё это не должно быть ради пустого эксперимента, трюкачества и потворствования собственной гордыне. Допустимо все, что позволяет вам ваше внутреннее «я», то есть ваша собственная душа.

3. Камера может быть любой.

4. Свет может быть любым. Изображение может быть как цветным, так и черно-белым.

5. Любые фильтры, дополнительные приспособления, монтаж, мультиэкспозиция допустимы. Зачем ограничивать себя в выборе инструментов?

6. Произведение может содержать внешнее действие (экшн). Допустимо все, что позволяет вашей душе полнее раскрыться в произведении.

7. Искусство не рождается здесь и сейчас. По своей сути (а не по форме!) оно всегда возникает в вашей душе и вне времени.

8. Постановка допустима.

9. Формат может быть любым. Допустима любая регистрирующая среда: плёнка, цифровые матрицы, и т.п.

10. Имя автора может быть заявлено, но допустимо и анонимное творчество! Для зрителя – это вторичная информация.
   


Краткие итоги

«Догма 95» не менее буржуазна, и не более революционна, чем другие современные арт-декларации. Сама по себе она подтвердила лишь одну простую истину: хочешь, чтобы тебя услышали? – сделай громкое и категоричное заявление!

Сторонники Догмы клянутся исполнять свои правила всеми доступными средствами, не стесняясь соображений хорошего вкуса и каких бы то ни было эстетических концепций. Но они упускают из вида, что сам по себе их меморандум – это всего лишь еще одна эстетическая концепция! Одна из многих.

Как одно из возможных направлений, «Догма 95» имеет полное право на существование. Главное – чтобы никто не считал её единственно верной и не стремился настойчиво навязать её другим.

Не сковывайте себя надуманными правилами! Будьте чисты сердцем!
Думайте и чувствуйте! Только в этом случае у вас появляется шанс!

Да сопутствует вам удача!

Москва, 13 – 16 декабря, 2004

* * *

Ссылки

1. Оригинальный текст Манифеста Dogme 95 (на англ. языке). Перевод на русский язык опубликован на сайте Киноконтекст. (Как уже упоминалось в тексте статьи, этот перевод весьма несовершенен: в нём много неточностей, вольностей и ошибок. Но, увы, ничего другого я предложить не могу. Если вы читаете по-английски, загрузите лучше оригинальный текст.)

2. Miltos Manetas. Neen Dogma of Painting (на англ. языке). Текст Манифеста «Догмы 95» — отличный исходный материал для создания различных пародий. По указанной ссылке можно найти текст Догмы Живописи, созданный специально для 50-го Венецианского биенале. Если у вас есть время и желание — попробуйте написать текст собственной Догмы. Неплохое развлечение, на мой взгляд! Успешного вам догмотворчества!

 


 

На главную страницу
Список статей

TopPhoto.ru - рейтинг фоторесурсов    

© Игорь Ефремов, 2004, все права сохранены

Для использования материалов этого сайта в коммерческих или некоммерческих целях необходимо получить от меня письменное разрешение, если обратное не оговорено в явной форме.
 

Hosted by uCoz
Действительно ли мягкая мебель со склада доставляется быстро?