А
нужно ли убивать дракона?
Чёрно-белая фотография, монокль и другие способы борьбы с реализмом
_______________________________________________________________________________
В
любом художественном произведении очень важен фактор рукотворности.
В работах художника эта самая рукотворность обыкновенно видна
весьма чётко. Не важно, имеем ли мы дело с цветом (живопись маслом)
или с его отсутствием (графическая работа углём) – в любом случае
рукотворность явно ощущается зрителем. Именно явно различимая
рукотворность облегчает искусствоведческий процесс атрибуции
художественного произведения.
Совсем иное дело – фотография. Она довольно технична по своей
сути. Глядя на конечный фотографический отпечаток, определить его
автора значительно сложней. Очень часто фотография слишком уж хорошо
передаёт реальность и слишком уж успешно скрывает авторство. Иными
словами, она несёт не так уж много признаков рукотворности, понимаемой
тут как выражение авторской индивидуальности.
В фотографии отказ от цвета в пользу чёрно-белого изображения
– это один из способов хоть как-то восстановить почти утраченную
рукотворность. Использование специальных техник (например, съёмку
моноклем) также направленно на решение этой задачи.
Именно поэтому чёрно-белая фотография во многих случаях и воспринимается
как более художественная. В ней чётче обозначен авторский уход
от исключительного документирования реальности в пользу художественной
рукотворности.
Как бы искусство не напоминало реальность (скажем, за счет дополнение
традиционного плоского изображения объёмностью, осязательностью,
запахами и пр.), оно всегда лишь остается имитацией реальности;
причем, имитацией, полученной в результате авторской интерпретации.
Авторы используют реальность просто как ещё один инструмент для
собственного самовыражения. Причем, в фотографии, наверно, – как
ни в каком другом виде искусства.
Этот
факт отчетливо осознается и на уровне зрителя, слушателя, и т.п.
Как заметил Александр Сергеевич Пушкин: «Над вымыслом слезами
обольюсь». В момент восприятия явно осознаваемый вымысел чудесным
образом
преобразуется в иллюзию реальности. Но заменить вымысел на реальность
нельзя, ибо он и есть наисущественнейший компонент искусства.
Какую
бы форму он
не принимал.
Если
искусство сможет в точности повторять реальность – оно перестанет
быть искусством и само станет лишь частью реальности. Убив дракона,
оно само станет (вынуждено будет стать) драконом. В фотографии
отказ, например, от цвета – это один из возможных видов естественного
сопротивления процессу такого превращения.
*
* *
Не
следует воспринимать всё вышесказанное, как защиту искусства
от реальности. Реальность не менее прекрасна, удивительна и волнующа.
Поэтому никто не сможет ответить за вас на вопрос «а нужно
ли убивать дракона?». Вы сами должны найти свой ответ.
Каков бы он ни был, без дракона мы не останемся.