А нужно ли убивать дракона?
Чёрно-белая фотография, монокль и другие способы борьбы с реализмом _______________________________________________________________________________

   

В любом художественном произведении очень важен фактор рукотворности. В работах художника эта самая рукотворность обыкновенно видна весьма чётко. Не важно, имеем ли мы дело с цветом (живопись маслом) или с его отсутствием (графическая работа углём) – в любом случае рукотворность явно ощущается зрителем. Именно явно различимая рукотворность облегчает искусствоведческий процесс атрибуции художественного произведения.

Совсем иное дело – фотография. Она довольно технична по своей сути. Глядя на конечный фотографический отпечаток, определить его автора значительно сложней. Очень часто фотография слишком уж хорошо передаёт реальность и слишком уж успешно скрывает авторство. Иными словами, она несёт не так уж много признаков рукотворности, понимаемой тут как выражение авторской индивидуальности.

В фотографии отказ от цвета в пользу чёрно-белого изображения – это один из способов хоть как-то восстановить почти утраченную рукотворность. Использование специальных техник (например, съёмку моноклем) также направленно на решение этой задачи.

Именно поэтому чёрно-белая фотография во многих случаях и воспринимается как более художественная. В ней чётче обозначен авторский уход от исключительного документирования реальности в пользу художественной рукотворности.

Как бы искусство не напоминало реальность (скажем, за счет дополнение традиционного плоского изображения объёмностью, осязательностью, запахами и пр.), оно всегда лишь остается имитацией реальности; причем, имитацией, полученной в результате авторской интерпретации. Авторы используют реальность просто как ещё один инструмент для собственного самовыражения. Причем, в фотографии, наверно, – как ни в каком другом виде искусства.

Этот факт отчетливо осознается и на уровне зрителя, слушателя, и т.п. Как заметил Александр Сергеевич Пушкин: «Над вымыслом слезами обольюсь». В момент восприятия явно осознаваемый вымысел чудесным образом преобразуется в иллюзию реальности. Но заменить вымысел на реальность нельзя, ибо он и есть наисущественнейший компонент искусства. Какую бы форму он не принимал.

Если искусство сможет в точности повторять реальность – оно перестанет быть искусством и само станет лишь частью реальности. Убив дракона, оно само станет (вынуждено будет стать) драконом. В фотографии отказ, например, от цвета – это один из возможных видов естественного сопротивления процессу такого превращения.

* * *

Не следует воспринимать всё вышесказанное, как защиту искусства от реальности. Реальность не менее прекрасна, удивительна и волнующа. Поэтому никто не сможет ответить за вас на вопрос «а нужно ли убивать дракона?». Вы сами должны найти свой ответ. Каков бы он ни был, без дракона мы не останемся.

 

 

На главную страницу
Список статей
 Другие текстовые проекты

TopPhoto.ru - рейтинг фоторесурсов    

© Игорь Ефремов, 2005, все права сохранены

Для использования материалов этого сайта в коммерческих или некоммерческих целях необходимо получить от меня письменное разрешение, если обратное не оговорено в явной форме.
 

Hosted by uCoz
Все покупатели остаются довольны ведь печать цифровая на сайте компании