Дерева, вы мои дерева…
Фотография – это не только
искусство, но и…
_______________________________________________________________________________
Дерева, вы мои
дерева,
Что вам головы
гнуть-горевать.
До беды, до
поры
Шумны ваши шатры,
Терема, терема,
терема...
Е. В. Бачурин. Песня «Дерева»
I.
Почему-то многие
фотографы-любители склонны рассматривать фотографию исключительно как
вид изобразительного искусства. На самом же деле у неё великое
множество различных предназначений. И никакое из них не может быть
названо главным или, наоборот, второстепенным.
В
середине позапрошлого века сторонникам фотографии приходилось
прилагать немало усилий для того, чтобы доказать принадлежность
фотографии к изящным искусствам (см., например, главу 5 в [4]). Ныне
складывается прямо противоположная ситуация. Фотографам-любителям
надо
постоянно напоминать, что фотография может быть и источником появления
новых документов, и инструментом познания, и способом создания
иллюстраций, и объектом внимания коллекционеров, и основой
для создания семейной хроники, и техническим инструментом, и увлекательным
досугом,
и областью реализации дизайнерских решений, а также выполнять
великое множество других задач
и служить самым разнообразным целям. Даже выставочная фотография не
всегда должна быть художественной. В исторической экспозиции вполне
допустимы фотодокументы и фотосвидетельства, а в политехническом
музее
абсолютно уместны фотографии технических достижений
прошлого.
Банальные мысли?
Может быть и так… Но, к великому сожалению, возникли они не на пустом
месте. Увы, снобизм некоторых фотографов-любителей приобретает порой
удивительный масштаб.
«Нет-нет, я не снимаю
банальные виды и открытки!» — заявляет один из них. При этом он,
естественно, подразумевает, что все его устремления направлены на
создание подлинных произведений искусства. Точно с такими же мыслями в
голове другой говорит: «Меня не интересуют технические тонкости
фотосъёмки; моя задача — передать эмоции и чувства, а техникой пусть
интересуются инженеры, физики и химики!» При этом подразумевается, что
все техники и инженеры работают лишь для создания инструмента, с
помощью которого автор-фотограф сможет реализовать свои
высокохудожественные замыслы.
Что ж!
Понять таких людей можно. Подобный снобизм проистекает из
человеческого эгоцентризма. Иными словами, каждый считает, что его
подходы и жизненные принципы верны, а другие люди в той или иной мере
заблуждаются.
Но не
для спора служит эта статья. Её цель гораздо скромнее. Автору этих
строк просто захотелось ещё раз напомнить уважаемым читателям, что
поводы для снобизма чаще всего надуманы. Каждый волен видеть в
фотографии что-то своё.
II.
Дабы не
быть голословным и чрезмерно назидательным, попытаюсь
проиллюстрировать высказанные мысли небольшим фото-очерком.
Когда
примерно три года назад задумывался и создавался сайт «Hobbymaker's»,
я опрометчиво высказался на одной из страничек в том смысле, что через
десяток лет любая фотография городского пейзажа приобретает особую,
историческую
ценность. О, как наивен я был! Ныне нет никакой необходимости ждать
так долго. Изменения в городе происходят гораздо быстрей.
Спустя
почти три года многие городские пейзажи, опубликованные на этом сайте,
не узнать! Вот, к примеру, довольно сильно изменился этот
городской вид. Храм
«Большое Вознесение» обзавёлся собственной колокольней. А
выяснить, выглядывает ли по-прежнему из-за стены робкое
дерево, сейчас невозможно, так как точка, с которой был сделан
снимок, застроена гаражами, и пройти к ней никак нельзя. На фотографии
ноябрьской демонстрации виден кусочек гостиницы «Москва», ныне
сровненной с землёю. А московский
дворик, показанный на другой фотографии, преобразился до
неузнаваемости. Внутри него выросло солидное по размерам здание. И это
всё только примеры, касающиеся фотографий этого сайта! А сколько
других изменений можно заметить на различных фотоизображениях,
хранящихся в личном фотоархиве автора этих строк!
Однако
самая удивительная, на мой взгляд, трансформация произошла с городским
видом, снятым мной в саду «Эрмитаж». Но об этом хочется поговорить
поподробнее…
III.
Примерно три с
половиной года назад довелось мне снять фотографию «Две лавочки, два
дерева, фонарь и бутылка» (см. рис. 1). При съёмке никакой особенной
художественной сверхзадачи передо мной не стояло. Просто мне хотелось
зафиксировать на плёнке вход в обновлённый сад «Эрмитаж». Не более. Но
и не менее.
И вот
спустя всего лишь несколько лет я вновь запечатлел тот же самый вид
(рис. 2).