Фотогеничность Реалистична ли фотография?
______________________________________________
Нередки случаи, когда фотоизображение человека позволяет получить лишь весьма отдалённое представление о нём. То, что человека можно на фотографии узнать, — далеко не гарантия истинной похожести. Фотографии на документах неплохо демонстрируют это. Узнать человека по ним можно. Но впечатление от изображения бывает очень далёким от того, как реальный человек воспринимается в действительности.
Это интересное свойство фотографии можно обнаружить не только при съёмке людей. Очень часто начинающие фотографы смотрят на свои фотопейзажи и не могут узнать их. Где то волшебное ощущение от природы, которое явно чувствовалось в момент съёмки? Где та чарующая игра света и тени? Куда пропало настроение?
Отчего так происходит? Ведь если фотография отображает реальность, то, казалось бы, узнаваемость практически всегда должна быть лёгкой и стопроцентной!
Рис. 1. Анджелина Джоли
(фото с сайта http://www.dailycollage.com)
Про людей, которые почти всегда хорошо выходят на фотоснимках, говорят, что они фотогеничны (см. рис. 1). Выражаясь более простым языком, можно сказать, что их «камера любит». При этом фотогеничность вовсе не обязательно совпадает с истинной привлекательностью и красотой. Случается, что и красивый в жизни человек может не слишком хорошо выходить на снимках. А бывает, что и из некрасавицы получается прекрасная фотомодель.
Причина всех этих несовпадений заключается в том, что фотография — далеко не идеальное средство для отображения реальности. Наиболее важные причины этого состоят в следующем:
1. Фотография — плоское, масштабированное и ограниченное по площади воспроизведение фрагмента реальности. 2. Реальные яркости и контрасты редко совпадают с яркостями и контрастами на фотоизображении. На это несовпадение накладываются особенности обработки визуальных данных в голове человека. Человеческий мозг — система, осуществляющая сложную нелинейную коррекцию воспринимаемых яркостей и контрастов. Именно на основе такой коррекции и формируется восприятие. Примером сложной обработки визуальных данных в мозгу человека является иллюзия Эдварда Адельсона (E.H. Adelson), опубликованная им в 1995 году (см. рис. 2). Помимо субъективного фактора, свою долю искажений в восприятие вносят и объективно существующие причины, такие, например, как «рисунок оптической системы» (см. статью [1]). 3. Информационный элемент оказывает существенное влияние на восприятие. В реальной жизни объект находится в окружении других объектов. Присутствуют запахи. Имеется предыстория. Важную роль играет контекст. И т.п. Фотоизображение — это блок информации, вырванный из конкретной информационной среды.
Иными словами, фотография реалистична, но не на 100%. Ощущение от фотографии никогда не могут полностью совпасть с впечатлениями от объекта съёмки. С этой простой истиной чаще других сталкиваются туристы и путешественники. Уж им-то, как никому другому, известно, что одно дело — фотография в путеводителе, рекламном буклете или журнале, и совсем другое дело — реальность.
Из всего вышесказанного вытекает, что одни объекты, в силу своих свойств, более других приспособленны для отображения неидеальными фотографическими технологиями. Именно их и следует называть «фотогеничными».
В известной степени фотогеничность подобна харизме: она либо есть, либо её нет. К сожалению, эту простую истину понимают далеко не все. Часто можно встретить мнение, что фотогеничность — это совокупность таланта фотографа, подходящего освещения и правильно подобранных одежды, макияжа и т.п. Спору нет, все упомянутые факторы играют очень большую роль в процессе получения качественного фотоизображения. Но делают ли они объект съёмки фотогеничным? По мнению автора этой статьи, нет. В известной степени, мастерство фотографа и состоит в том, чтобы уметь фотографировать нефотогеничные объекты.
При этом, из вышесказанного вовсе не следует, что снимать фотогеничные объекты может и дурак. Конечно, это не так! Фотограф-неумеха способен «запороть» любую, даже самую выдающуюся, фотогеничность. Но для мастера фотогеничность — уже половина успеха.
Интернет полон советами, как стать фотогеничной и т.п. Есть ли в них смысл? Безусловно есть. С одной небольшой поправкой: они не имеют никакого отношения к фотогеничности. Цель их в другом: помочь нефотогеничным людям выглядеть лучше. Примерно та же цель и у косметики: она не делает человека красивым по сути, но в значительной мере повлиять на восприятие человека другими людьми она в состоянии. Красивый человек красив и без косметики, а фотогеничному человеку не требуется большое количество предварительных манипуляций для того, чтобы хорошо получиться на фотографии. Самый главный совет для модели: довериться профессионализму гримёра и фотографа. Их знания и опыт более чем часто играют решающую роль при съёмке.
Какие же практические выводы может сделать фотограф из приведённых выше соображений? По мнению автора, они таковы.
Прежде всего, надо не забывать, что фотографические технологии имеют ограниченные возможности. Даже самые последние научные достижения не делают технику идеальной.
Во-вторых, полезно помнить о сложности процесса восприятия зрительной информации человеком. В этой связи, полезно не пренебрегать предварительными фотопробами. Анализ таких фотопроб часто позволяет внести в процесс съёмки разумные коррективы.
В-третьих, надо помнить, что красота и фотогеничность не совпадают. Умение предвидеть степень рассогласования между этими двумя факторами приходит с опытом. Следовательно, надо больше практиковаться и анализировать полученные результаты.
В-четвёртых, разумно подходить к съёмке каждого объекта как нефотогеничного. Более того, разумно учиться снимать прежде всего нефотогеничные объекты. Овладев этим мастерством, со съёмкой фотогеничных объектов фотограф уж как-нибудь справится.
Ну, и последнее: желательно ознакомиться с наработками коллег, почитать литературу, поэкспериментировать… Только собственный опыт позволит добиваться качественных результатов с помощью неидеальных инструментов.
Для использования материалов этого сайта в коммерческих или некоммерческих
целях необходимо получить от меня письменное разрешение, если обратное
не оговорено в явной форме.
Услуги цифровой печати. Москва - буклеты москва. Оперативная полиграфия.