|
Инструкция по пользованию мозгом «Искусство – это ложь, позволяющая нам познать правду». I. Каким глазом вы смотрите в видоискатель?
II. Функции полушарий мозга Человек смотрит на окружающий его мир не просто глазами, а системой «глаза + мозг». Поэтому на любые вопросы, связанные со зрительным восприятием, следует отвечать, опираясь на данные о функциональности мозга и всей центральной нервной системы в целом. Ещё в середине позапрошлого века французский хирург Поль Брока выявил в левом полушарии головного мозга область, отвечающую за речь. В ходе дальнейших исследований выяснилось, что у большинства людей левое полушарие головного мозга отвечает за речь и логику, а правое – за интуицию, образность и творчество. Согласно современным научным представлениям ситуация с функциональностью полушарий обстоит несколько сложнее, но, как бы там ни было, вполне допустимо говорить, что наш мозг может находиться либо в логическом (аналитическом, вербальном) режиме (далее ЛР), либо в режиме творческом (образном, интуитивном) (далее ТР). Логическое вербальное мышление стремиться разложить всё по полочкам, достичь предельно возможной однозначности. Для занятий наукой это свойство очень ценно. При этом, надо заметить, что часто людей логического склада ума часто тяготит наличие многозначных и разнообразных трактовок. В художественном же творчестве, напротив, часто ценятся разнообразие интерпретаций, умение породить множество смыслов, способность создать многозначность в рамках заданной темы. Не знаю, к счастью или нет, но людей, отдающих явное предпочтение ЛР, по статистике больше. Возможное объяснение этого таково: наше мышление опирается на слова; речью руководит левое полушарие; следовательно, большинство из нас склонно все объяснять и раскладывать по полочкам, а не воспринимать интуитивно. По той же причине, правшей среди людей значительно больше, чем левшей (левой рукой управляет правое полушарие мозга). Это объяснение довольно грубое. К нему можно сделать великое множество поправок и оговорок. Но в первом приближении суть именно такова. Кстати именно из-за того, что в реальности мозг функционирует более сложным образом, лучше говорить о ЛР и ТР, а не о правополушарности и левополушарности. Но, как бы там ни было, это всё тонкости. Для целей данной статьи достаточно понимать, что существуют два режима работы мозга: творческий и логический. Если же говорить об искусстве, то задача как автора художественного произведения, так и зрителя (слушателя, читателя и т.п.) состоит в умении переключать свой мозг из ЛР в ТР и эффективно использовать результат такого переключения. Образование (и любое обучение вообще) чаще всего направлено на установление формально-логического вывода, связанного с однозначным контекстом. То есть, к сожалению, большинство современных процессов обучения ориентировано на логику и вербальные формулировки. Именно поэтому так велико число критиков, опирающихся в своём анализе исключительно на словесные смыслы и однозначность. Но для задач творческих и эстетических очень часто более важными факторами являются целостность, образность и опора на восприятие. В статьях [1, 2] автор уже писал о пользе отступления от формальной логики при знакомстве с произведениями искусства. Эта публикация – продолжение разговора на эту тему. Творить – значит уметь обобщать, быть готовым выскочить за рамки анализа, дать волю интуиции и образности, делать что-либо, не рассуждая, по наитию. Способность людей находиться в одном из базовых режимов (ЛР или ТР) можно наблюдать каждый день. Например, кто-то готовит кулинарное блюдо, строго следуя рецепту, не отступая от него ни на шаг. Очевидно, что в данном случая задействован ЛР, и такую деятельность вряд ли можно причислить к творческой. А многие домохозяйки готовят интуитивно: отмеряя количества ингредиентов на глазок и никогда не засекая времени. Безусловно их деятельность гораздо ближе к творческой. Другой пример. Одним людям, перед тем как отправиться в дорогу, очень важно сориентироваться по карте и заранее разработать детальный план движения. Другие предпочитают идти по ориентирам, корректируя маршрут по ходу дела в случае необходимости. Первый способ больше опирается на ЛР, второй – ближе к интуитивно-творческому. Тут сразу, во избежание недоразумений, уместно уточнить: автор вовсе не считает какой-либо из режимов (логический или творческий) более важным и приоритетным. Оба они одинаково важны для человека. И тот, и другой должны использоваться по мере необходимости в зависимости от характера задачи, решаемой в каждый конкретный момент времени. Речь, иными словами, идёт о том, что для решения задач творческих человеку следует научиться целенаправленно переключаться в ТР. Как научиться переключать своё восприятие в ТР? Об этом и пойдёт речь дальше.
III. Ещё несколько слов о логике Прежде чем перейти к описанию способов переключения в творческий режим, обсудим ещё немного режим логический. Как уже было сказано выше, его роль тоже очень важна. Некоторые люди искренне недоумевают: «Как можно отступать от словесных смыслов? Зачем творить, если цель заключается вовсе не в том, чтобы донести однозначную мысль до людей, воспринимающих предмет искусства?» Тут, наверно, можно дать такой ответ: «Если вам важно донести однозначную мысль, то не проще ли вообще отказаться от художественного творчества и попытаться сформулировать эту мысль словесно? Ясно, что и тут можно не преуспеть. Но, облекая мысли непосредственно в слова, мы рискуем быть непонятыми гораздо в меньшей степени, чем оперируя художественными образами». Автор уже писал об этом в статье «Творить и понимать» [3]. Занимаясь художественным творчеством, творец, конечно, надеется донести какую-то мысль или эмоцию до аудитории, но никогда он не может быть уверен, что это ему удастся. Ещё одна интересная гипотеза. Борис Раушенбах (одна из работ которого обсуждалась автором в [4]) считал, что часто иконописцы допускали отклонения от привычной перспективы осознанно: они руководствовались либо естественностью восприятие, либо добивались специальной цели. Но если сравнить их изображения с картинами, которые рисуют люди с повреждённым правым полушарием мозга, то невольно можно обнаружить массу совпадений. Вполне вероятно, что авторы икон часто при работе находились не в творческом, а в аналитическом режиме. То есть, они рисовали объекты не такими, каким они их видели, а такими, какими объекты существовали в их представлении. И именно в этом и кроятся причины отклонений от законов перспективы на иконах. Впрочем, автор не смеет настаивать. Это просто одна из рабочих гипотез. Вообще говоря, творчество в ЛР толкает автора к штампу, к символу, к типовому решению. Чтобы отступить от изображения готовых образов в пользу реализации собственного творческого потенциала, автору надо научиться переходить в режим творческий. А может ли ЛР быть полезным для творчества? Да, может. Например, выстраивая композицию, автор вполне может опереться на «логические костыли» закона о «золотом сечении». Тут главное – не остановиться на этом и не абсолютизировать этот инструмент. Воспользовавшись им как ориентиром, следует идти далее, опираясь на свой собственный творческий потенциал. Костыли могут дать нам дополнительную точку опоры в сложной ситуации. Но нужно уметь их вовремя отбросить. IV. Как перейти в творческий режим? В 1979 году профессор Бетти Эдвардс (США) впервые опубликовала книгу «Drawing on the right side of the brain» (в русском переводе книга имеет название: «Откройте в себе художника») [5], в которой она рассказывала о своём опыте обучения портретному рисунку обычных людей, абсолютно далёких от изобразительного искусства. Книга быстро попала в список бестселлеров газеты New York Times и продержалась в этом списке более года. Публикуемые здесь советы для фотографов по переходу в творческий режим являются значительно переработанными и дополненными тезисами, сформулированными Б. Эдвардс.
Образно выражаясь, на удачном изображении отдельные элементы как бы вступают в диалог с друг с другом. При этом ни одна реплика не остаётся без ответа. И в то же время ни одна фраза не забивает, не перекрикивает и не подавляет остальных.
За счёт чего же достигается положительный результат? Какими рычагами управления располагает фотограф при съёмке? Они традиционны: свет, ракурс, масштаб, ожидание решающего мгновения, построение кадра и т. п. Начинающим не следует забывать и про некоторые традиционные рекомендации, например, такие: линия горизонта не должна быть завалена, а вертикали – перекошены и т.п. V. Так каким же глазом следует смотреть в видоискатель? С глазами дело обстоит сложнее, чем кажется на первый взгляд. Каждый глаз связан с обоими полушариями мозга. Дело в том, что внутри черепа имеется chiasma opticum – место пересечения волокон глазных нервов. Часть волокон переходит на противоположную сторону, другая часть волокон не перекрещивается [9]. В силу этого нельзя утверждать, что прищуривая один глаз, мы активизируем одно из полушарий головного мозга. Тем не менее, поскольку волокна зрительных нервов всё же перекрещиваются, восприятие образов различными глазами происходит по-разному (даже если допустить анатомическую идентичность правого и левого глаза). В силу этого вполне можно допустить, что композиционные решения зависят от того каким глазом фотограф будет смотреть в видоискатель. Насколько это соответствует действительности, каждый волен решать сам. Попробуйте отснять серию снимков, глядя в видоискатель (на ЖК-дисплей) правым глазом. Затем сделайте серию, правый глаз прищурив. Сравните результаты. Сделайте выводы. Один фотограф сказал автору после подобного эксперимента: «Мне неудобно смотреть в видоискатель левым глазом, но почему-то результат такой съёмки мне нравится больше». Что ж, вполне возможно… Заключение Итак, описываемый метод построения гармоничной композиции по сути сводится к умению абстрагироваться от смыслов и словесных ярлыков. Всё изображение необходимо представить как совокупность простых элементов: контуров, форм, пятен и т.п. Затем следует постараться организовать все эти элементы в рамках кадра в одно гармоничное целое. При этом активизируется творческий режиме работы мозга, связанный у большинства людей с доминированием правого полушария. Вадим Ротенберг пишет: «Критическое отношение – свойство левого полушария мозга, достояние сознания. В момент же зарождения нового (идеи или образа) правое полушарие должно быть свободно от безжалостного критиканства приземленного и ограниченного сознания. Оно должно иметь право на полет, на бесчисленные пересечения и столкновения образов в планетарном пространстве правого полушария, ибо только из этих столкновений может быть высечена искра озарения» [8]. Кстати, и при реализации известного метода «мозгового штурма» творческий потенциал группы активизируется в режиме запрета на критику. Не анализировать, не критиковать, не привязывать всё к словесным смыслам, не использовать ярлыки и штампы – вот стратегия раскрытия творческого потенциала. Вполне возможно, что описанный в этой статье подход не единственно правильный. Наверное, есть и другие… А есть и счастливчики, вообще не нуждающиеся ни в каких подходах: творческий процесс протекает у них естественно, на интуитивном уровне. Но если вы не относитесь к их числу, то пренебрегать сформулированными рекомендациями не следует. Почему бы не попробовать? А вдруг получится? Москва – Спецлесхоз «Учинский» – Москва
|
|
|
© Игорь Ефремов, 2006, все права сохранены
Для использования материалов этого сайта в коммерческих или некоммерческих
целях необходимо получить от меня письменное разрешение, если обратное
не оговорено в явной форме. |