![]() |
|
|
Что
такое bokeh и (3-я редакция, исправленная и дополненная)
В процессе чтения наиболее пытливые читатели смогут не только ознакомиться с теорией вопроса, но и, не отходя от компьютера, провести небольшие демонстрационные эксперименты.
Японским
словом «bokeh» ( Фотографами
давно замечено, что объективы Вместе с тем, очень важно понимать, что характер изображения нерезкой зоны зависит не только от объектива, но и от многих других факторов. Впрочем, не будем забегать вперед « В рамках этой короткой статьи невозможно детально описать все факторы, влияющие на рисунок оптических систем. Остановимся на одном, но очень важном (если не главном), свойстве на том, как объектив изображает точку в зоне нерезкости. Точечные объекты бывают как светлыми на темном фоне, так и темными на светлом. Яркий точечный объект можно получить следующим образом. В темном куске плотного картона достаточно большого размера делаем с помощью иголки небольшое отверстие. За куском картона размещаем источник яркого света и точечный объект готов! Форма
пятна, в которое расплывется точка в зоне нерезкости, зависит
от формы диафрагменного отверстия. Несмотря на то, что
эта форма сама по себе является важным параметром для описания bokeh,
здесь будут рассматриваться в основном круглые отверстия. Этого будет
вполне достаточно для описания такого явления как В рамках данной статьи для описания изображения, создаваемого в зоне нерезкости точечным источником, будем использовать термин «блик». Использование такой расширенной трактовки этого термина представляется вполне оправданным в популярной статье, так как на реальных фотографиях размытый яркий источник света предстает именно в виде блика. Более строгий научный термин «функция размытия точки» (ФРТ или PSF) в этом тексте использоваться не будет. Основные типы бликов, создаваемых точечными объектами в зоне нерезкости, показаны на рис. 1. Под каждым изображением приведен соответствующий график, показывающий, как меняется яркость вдоль диаметра светового пятна.
Еще раз подчеркну: резкость объектива в определенном смысле препятствует хорошему bokeh. Для получения резкого изображения необходимо, чтобы элементарные точки изображались в виде острых пичков. Для хорошего же боке изображение элементарной точки должно быть совсем другим, а именно: в виде гладкой куполообразной кривой. Объективы, в которых достигнут удачный компромисс по обоим этим параметрам, высоко ценимы, ибо встречаются нечасто. Иногда в литературе упоминают бескомпромиссные, почти идеальные объективы, подразумевая под ними оптические изделия с доведенными до минимума аберрациями. Однако, в природе идеальных вещей не бывает. Во-первых, аберрации полностью устранить невозможно. Во-вторых, сохраненные незначительные сферические аберрации позволяют добиться красивого и пластичного bokeh. Здесь также уместно напомнить, что диаметр блика определяется расстоянием от точки фокусировки до точечного объекта в зоне нерезкости. В дальней зоне рассчитать этот диаметр можно по формулам, приведенным в статье [1]. Вид блика конкретного объектива почти всегда зависит от величины диафрагмы. Поэтому для достижения удовлетворительного результата фотографу следует изучить, какие типы бликов формирует тот или иной объектив на разных относительных отверстиях. Важно и то, что изображение точки в зоне нерезкости в разных частях кадра может быть разным. Помимо этого, надо учитывать, что в ближней зоне нерезкости блик может быть одного типа, а в дальней другого. Так, Гарольд Мерклингер в статье [2] приводит в пример Rodenstock Imagon, который в ближней зоне рисует блик типа B, а в дальней блик типа C. С учетом того, что часто на большинстве фотографий передний размытый план отсутствует, можно ожидать, что данный объектив вполне удачно сочетает резкость и красивое bokeh. Важно лишь не забывать, что в ближнюю зону не должны попадать нерезкие объекты. Вообще говоря, тип блика зависит от большого числа разнообразных факторов. Однако детальное их обсуждение лежит вне рамок этой статьи.
Удивительно, но факт: иногда эффект двоящихся линий может быть обусловлен особенностями зрительного восприятия. Дело в том, что резкий переход от участка с изменяющейся яркостью к участку, на котором яркость остается практически неизменной, зрительно воспринимается в виде линии. Таковы особенности зрительного восприятия человека. Действительно, взгляните на рис. 2, где изображены черно-белые полоски, полученные с использованием градиентных заливок.
В действительности же, участок между стрелками идеально плоский. Наличие двух вертикальных полос в местах, отмеченных стрелками, не более чем иллюзия восприятия. Вообще, размытие объектов в зоне нерезкости часто связано с появлением градиентов, а градиенты в свою очередь связаны со многими оптическими иллюзиями. Взгляните, например, на рис. 3, на котором то же самое явление предстает в иной, более очевидной форме.
На это явление обращает внимание и Г. Мерклингер (см. Figure 5 в [2]). В последующих разделах мы еще несколько раз встретимся со зрительной иллюзией такого рода.
Изучаем
Строгие
методы исследования bokeh и В качестве простейшей модели для исследования эффекта двоения линий можно использовать фильтр Motion Blur программы Photoshop. Он моделирует рисунок бликом типа A. Единственный его недостаток в нашем случае работа исключительно вдоль одного направления. При моделировании корректно применять его к достаточно протяженным однородным объектам, например к длинной окрашенной полоске. В ходе эксперимента действие фильтра должно быть направлено поперек такой полосы.
Как вы уже, наверное, догадались, параметр Distance задает в нашем эксперименте размер блика. Воспользовавшись
инструментом Eyedropper, измерим, как меняется яркость вдоль линии Подведем некоторые итоги: даже гладкий блик типа A может приводить к раздвоению линий. Причем, чем тоньше линия, тем меньший по диаметру блик требуется для получения такого эффекта. Раздвоение линий в этом случае во многом обусловлено особенностями зрительного восприятия.
Еще один важный вывод: применение любых дополнительных устройств, способствующих возникновению вокруг объектов окантовок и ореолов, может испортить bokeh даже отлично зарекомендовавшего себя объектива. В роли такого устройства может выступать, например, дешевый фильтр низкого качества.
Применим к нашим объектам (рис. 4 и 5) фильтр Gaussian Blur (предлагаю читателю провести этот эксперимент самостоятельно). Как известно, гауссова кривая представляет собой довольно гладкий купол, поэтому в этом случае можно говорить, что мы имеем дело с рисующим бликом типа C. В этом
случае легко заметить, что эффект
Коль скоро мы занялись экспериментами с использованием программы Photoshop, убедимся в еще одном интересном факте: при размывании заднего плана на изображении могут не только появляться новые линии (двоение), но и исчезать старые!
Это интересное явление можно наблюдать и в результате реальной фотосъемки. Читателям, заинтересовавшимся данным аспектом, будет полезно ознакомиться с главой Convolution в книге [3]. В этом разделе коротко остановимся на описании математической модели, позволяющей исследовать характер рисунка объектива, а также приведем результаты более строгого моделирования. Если вы далеки от физики и математики, просто пропустите этот раздел или ограничитесь чтением по диагонали. Дать исчерпывающее описание bokeh на языке формул невозможно. Да и, скорей всего, в этом и нет большой нужды, ибо bokeh ближе к категориям эстетическим. Тем не менее, многие частные явления вполне можно объяснить в рамках математических моделей. Действительно, достаточно заменить каждую точку в изображении подходящим бликом и можно будет взглянуть, как будет выглядеть размытое изображение на некотором фиксированном расстоянии от объектива. Диаметр блика следует выбирать тем больше, чем больше расстояние от рассматриваемого объекта до точки фокусировки. Вместе с тем надо не забывать, что уже на расстоянии 10 d (где d дистанция фокусировки) размытие достигнет 90% от максимально возможной величины (см. [1]). (В этом смысле можно говорить, что бесконечность начинается с расстояния 10 d.) С точки зрения математики, «заменить каждую точку соответствующим бликом» означает «вычислить свертку двух функций»:
В этой формуле функция g(x,y) описывает объект, h(x,y) блик от точечного источника, f(x,y) формируемое изображение. Вычислять
двумерную свертку аналитически не всегда просто. Провести анализ
с помощью известных программ математического моделирования хоть и не сложно,
но требует от экспериментатора некоторых знаний и времени.
В рамках этой популярной статьи я не буду детально останавливаться
на этих двух подходах. Вместе с тем, я буду весьма признателен,
если Некоторые
достаточно строгие эксперименты с двумерной сверткой позволяет выполнить
программа Photshop 6.0/7.0. Для этого надо воспользоваться фильтром Custom
(Filter -> Other -> Custom), который предоставляет возможность моделировать
тип блика объектива с помощью матрицы 5 х 5 пикселей.
Чуть больше возможностей дает бесплатный фильтр Custom Convolution Filter
от В качестве экспериментальных объектов были выбраны два клина: обычный клин и клин с ореолом (крайние левые изображения, помещенные в рамку). Изображения в зоне нерезкости, полученные разными моделируемыми объективами (вернее, бликами), показаны справа от основного. Под каждым таким изображением внизу показан тип соответствующего блика. Для детального изучения полученных результатов рекомендуется загрузить рисунок 7 в какой-либо графический редактор и рассматривать его при некотором увеличении. Из всех изображений группы A (равномерно окрашенные блики), наиболее гладкое размытие получается тогда, когда форма блика максимально близка к окружности (случай A4). Легко также заметить, что клин с окантовкой при прочих равных условиях двоится сильнее. Иными словами, мы вновь наблюдаем, что расщепление линий зависит не только от объектива, но и от объекта съемки. Здесь надо заметить, что более глубокое и четкое раздвоение клина с окантовкой вполне ожидаемое явление. Его легко можно было предвидеть, если вспомнить о том, что операция свертки коммутативна: g * h = h * g. Объектив с ореольным бликом (тип B) формирует наиболее сильно двоящиеся линии. Рисунок такого объектива в зоне нерезкости будет наименее приятен для глаза. Как и ожидалось, объектив типа C размывает линии плавно и мягко, без двоения. Несмотря на то, что в ходе такого эксперимента удалось подтвердить основные идеи, сформулированные выше, все же надо признать, что матрица 7 х 7 довольно мала для полноценного математического моделирования. Поэтому остается вопрос: какие же другие упрощенные подходы можно использовать для моделирования bokeh? В качестве самого простого способа можно предложить переход к анализу одномерной модели. В этом случае, и интегралы брать проще, и численное моделирование не столь трудоемко.
Как видно из графиков, объектив типа B формирует явно раздвоенное изображение. Объектив типа A тоже приводит к двоению, связанному в основном с особенностями зрительного восприятия. Таким образом, одномерное моделирование также убеждает нас в том, что только объектив с рисунком блика типа С может гарантировать отсутствие раздвоений на изображении.
|
|
|
© Игорь Ефремов, 2002, все права сохранены
Для использования материалов этого сайта в коммерческих или некоммерческих
целях необходимо получить от меня письменное разрешение, если обратное
не оговорено в явной форме. |