На главную страницу


Колобок.
Не тварь дрожащая, но скотина катящаяся

Очерк-концепт
_________________________________________________

   

Обращение к дуракам

   Да, да, это я вам. И вам тоже. И вот вам персонально. Скажу сразу: промытые мозги – это, конечно, гигиенично. Но непрактично. Сейчас я вам их загружу по самое не хочу. А будете сопротивляться — вам же хуже! Так что, лучше расслабьтесь и внимайте.
 

Великий миф о Колобке

   Меня всегда удручали и удивляли люди, с беспечностью наивных кретинов читающие своим детям сказку про Колобка. Это до какой же степени пассивной тупости надо дойти, чтобы не разглядеть в этом тексте прямые и скрытые угрозы неокрепшей детской психике! И до какой же степени можно позволить манипулировать своим сознанием, чтобы считать эту так называемую сказку произведением полезным и позитивным!

   Не менее удивительно и другое. С лучезарным умилением на это повествование смотрел Ушинский Константин Дмитриевич, основоположник научной педагогики в России. Известный собиратель и издатель сказок Александр Николаевич Афанасьев тоже, ничтоже сумняшеся, включил это повествование в свои сборники. Примкнул к этой когорте выдающихся, но ленящихся поразмышлять, людей и Алексей Толстой. Вот уж воистину: сон разума!

   Однако, к делу. Сейчас матрица будет перезагружена.
 

Родители Колобка: обманутая наивность

   Сказка начинается с того, что старик просит у старухи: «Испеки-ка мне, старая, колобок». Далее неизвестный автор погружает нас в истинную атмосферу крестьянской нужды и в подлинные житейские обстоятельства старика и старухи. Жизнь их — чудовищна! Есть нечего! Детей нет! Безрадостная горькая старость!

   Старая больная женщина идёт мести амбар и скрести сусеки. И чудо происходит: ей с трудом, но удаётся наскрести потребное количество муки! Взяв с полки последние сметану и масло, старуха изготовляет Колобка!

   Вы можете возразить: в сказке нигде не говорится о том, что сметана и масло были последними съестными припасами в доме! Ага! Как же! Если б дом был полная чаша, и от сметаны и других молочных продуктов ломились бы полки — стояли бы амбары пустыми? Ответьте, как на духу: да или нет?! Конечно же, нет!

   И что же? Проявляет ли новоиспечённый Колобок почтение к отцу-матери? Нет! Ему, как и многим молодым дурням всё по барабану! Наплевав на родителей и выкинув из головы все моральные обязательства, Колобок оставляет стариков помирать, а сам отправляется в свет.

   Чему же может научить такой персонаж детей? Положителен ли он? Стоит ли с умилением рассказывать всю эту кошмарную историю ни в чём неповинным деткам? Вот то-то и оно!
 

Спасая жизнь или топча устои?

   Вы можете возразить: Колобок убежал, просто спасая свою жизнь. Если бы не сбежал, его бы взяли — да и съели. Но откуда такая уверенность?

   В тексте сказки нигде не говориться о том, что старик хотел съесть Колобка. И в самом-то деле: ну, съел бы он его — и что? Стала бы его жизнь лучше? Наполнились бы его амбары? Стала ли бы радостней старость?

   Старики пекут Колобка не потому что голодны. Мучил бы их голод — они бы просто взяли и сметаны поели. Той самой, что пошла на выпечку. Ан нет! Они готовы потратить довольно много времени (ведь тесто замесить да хлеб испечь – дело не скорое), но им нужен именно Колобок, а не еда.

   Зачем он им? Ответ прост и очевиден: чтобы иметь опору в старости! Им нужен суррогатный сынишка, которого им не даровала судьба. Если угодно, Колобок — это русский Пиноккио-Буратино! Ведь это же очевидно!

   Обидно, что многие серьёзные исследователи так и не поняли этой простой истины. Вот, например, Н. И. Толстой в 1995 г. в журнале «Живая старина» написал: «Сюжет её [этой сказки] несложен, можно сказать, классически прост. «Жил-был старик со старухой», и захотелось старику сдобной пресной лепешки». Или вот Т. В. Цивъян, автор статьи «Роковой путь Колобка», смотрит на тему с фольклорно-лингвистической точки зрения, но при этом оставляет очевидную суть за рамками анализа. Ещё пример: текст Василия Голованова, в котором говориться, что хотя конец сказки и грустен, но сама сказка несёт конструктивную мораль: «не бегай в лес, не ищи приключений на свою…» В общем, сплошные хождения вокруг да около.

   Доколе же мы все будем смотреть на этот текст столь примитивно? Доколе будем пренебрегать чудодейственной силой разума, дарованной нам природой? Пробуждайтесь, друзья мои, пробуждайтесь! Истина ждёт вас!

   Итак, вывод: Колобку вовсе не надо было спасать свою жизнь. Наоборот, ему следовало спасать жизни старика и старухи. А он сбежал. Ну что тут скажешь? Нравственный урод — да и только!
   

Что в имени тебе моём?

   Ничто не случайно! О сущности Колобка можно много узнать и из его имени.

   Словечко «кол» является очевидной аллюзией, отсылающей читателя к многочисленным примерам выяснения отношений между деревенскими подростками-недоумками в драке с кольями наперевес.

   Слышится в имени главного персонажа и словечко «лобок», недвусмысленно указывающее на сексуальную распущенность и необузданность.

   Что можно ожидать от персонажа с таким именем? Стоит ли читать сказку о Кол-Лобке детям?
 

Странствия Колобка

   Итак, Колобок отправляется в путь. Все звери, встретившиеся ему на пути, хотят его съесть. И не мудрено. Они просто считают своим долгом очистить землю-матушку от такого придурка. В определённом смысле, неизвестный автор сказки говорит нам: природа обладает гигантским запасом энергии самоочищения. И через типичных представителей русской фауны она хочет реализовать свой самовосстановительный потенциал.

   Что же Колобок? Он поёт всем свою дурацкую песенку, лишний раз демонстрирующую всю его недалёкость и самовлюблённость. Вначале он без удержу хвастается: я, мол, на сметане мешон, а вы все, — типа, дерьмо собачье! А потом без паузы бахвалится: я неуловим и крут не по-детски! Даже видавшие виды звери застывают в немом изумлении, услышав такую иррациональную хренотень. А Колобку того и надо. Пропел — да и был таков!
 

Финал не горестен, а светел

   И вот наступает развязка. Колобок встречает Лису. Сама их встреча закономерна: всякий лох неизбежно встречает своего кидалу.

   Наш герой пытается пропеть свой традиционный бред и ей. Но фокус не срабатывает. Умную Лису не случайно считают санитаром леса. Она мгновенно ставит Колобку точный диагноз и в мыслях прописывает ему свой рецепт. Курс лечения дураков краток, но эффективен. После нехитрой уловки — дело сделано. Ам! — И съела дурня!

   Наконец-то лес может вздохнуть свободно! Хорошо и старикам в их избушке. Ведь лучше совсем никакого сына не иметь, чем с таким придурком горе мыкать!

   Радуйся читатель: добро вновь победило зло! Слава Лисе-освободительнице!
 

Мораль сей сказки

   Бесполезна ли эта сказка? Нет. Все повествование проникнуто нехитрой народной мудростью: сколько веревочке не виться, а конец все равно будет.

   Но ясно и другое: сказка эта вовсе не детская! Как показывает приведённый выше анализ, этот текст надо читать не в младенчестве, а, скажем, в старших классах школы. Тогда уж не будет неокрепшее детское сознание засоряться ложью, пустыми иллюзиями и абсурдом.

   Dixi et salvavi animam meam. Теперь ваше сознание свободно и открыто.

   С выздоровлением!

* * *

ПОСТСКРИПТУМ

   Закономерен вопрос: как это автор дошёл до жизни такой? Да вот, натолкнулся в LiveJournal на революционную публикацию о романе Льва Николаевича Толстого «Анна Каренина».

   Наталья Воронцова-Юрьева, автор противоречивого сценария-эссе, возродила ставший сходить на нет стиль скандальной псевдоаналитики. Помнится на телевидении примерно в этом ключе любил выступать С. Доренко. Суть метода проста: разбирать отдельные фразы, слова и буквы с целью подкрепить свою собственную точку зрения, сколь бы абсурдной она ни была. При определённом уровне дотошности этот метод позволяет проиллюстрировать с помощью любого текста абсолютно любую наперёд заданную идею. Впрочем, автор не знает, действительно ли г-жа Воронцова написала своё эссе на полном серьёзе, или это просто стёб чистейшей воды… Всяко может статься.

   Как бы там ни было, оставаться в стороне от новых форм неразумно. Автор попытался потренироваться в применении этого метода на известной русской сказке про Колобка. Насколько это ему удалось, судить вам. Но не будьте слишком строги! Всё же первый опыт, как ни как.
 

ССЫЛКИ

1. Колобок. Русская народная сказка. Обработка: К.Д. Ушинский.

2. Наталья Воронцова-Юрьева. Анна Каренина. Не божья тварь. Сценарий-эссе.

3. ЖЖ-юзер d_i_a_s. В защиту Набокова.

4. Г. В. Цивъян. Роковой путь Колобка.

5. Н.И. Толстой. Секрет Колобка.

6. В. Голованов. Колобок. (Сказка про сказки)

* * *

Читайте далее!
Тайные смыслы сказки о Курочке Рябе!
Ещё один шаг к разгадке!
Истина стучиться в ваши двери!
Не провороньте встречу с ней!

* * *

 

На главную страницу


© Игорь Ефремов, 2006, все права сохранены

Для использования материалов этого сайта в коммерческих или некоммерческих целях необходимо получить от меня письменное разрешение, если обратное не оговорено в явной форме.
 

Hosted by uCoz