ИСКУССТВО ТРЫНДЕТЬ
ПРО РАЗУМНОЕ, СТЁБНОЕ, СИЮМИНУТНОЕ
Eine kleine Parodie
_________________________________________________
Education is an admirable thing.
But it is well to remember
from time to time
that nothing
that is worth knowing can be taught.
Oscar Wilde
Сейчас, уважаемый читатель, я научу тебя учить других. Ничего сложного в этом нет. Пустяковое дело.
Вначале договоримся. Так как я трачу время на тыканье пальцами в клавиатуру, а ты, уважаемый читатель, портишь глаза, читая этот текст с экрана монитора, то давай уж не тратить усилий понапрасну. Попытайся осилить написанное до конца. Только так можно хоть как-то окупить затраты времени и сил.
Итак, ты хочешь научить чему-то других? Какая наивность! Какое незнание жизни! Все, кто хоть что-то умеют, давно уже научились сами. А кто не умеет, того учи, не учи — результат один. Поэтому главное, что нужно знать: польза от любой статьи должна быть автору, а не читателям. Твёрдо усвоив эту цинично-банальную истину, можешь, дорогой друг, переходить к освоению нехитрых рекомендаций из следующего списка:
1. Трудно заставить думать других. Но заставить думать себя — ещё сложней. Не надо и пытаться. Просто изливай поток сознания, «как лимузины исторгают гаражи».
2. Что писать? Глупый вопрос. Задаваться таким вопросом — удел унылых прагматиков и зануд. Пиши всё, что угодно. Результат никак не зависит от содержания. Что бы ты ни написал — тебя обязательно поймут неверно. А если вдруг, по какой-то неизведанной прихоти судьбы, всё же поймут — то тут же забудут всё понятое, освобождая место в голове для новых ручейков сознания. А если даже не забудут — то всё равно не воспользуются ничем к собственной пользе.
3. Добавь стёба и абсурда. Во-первых, без них скучно. А, во-вторых, если кто-то обнаружит в тексте ошибки или неточности, всегда можно будет сказать: «Дык я и не думал писать серьёзно! Неужели непонятно?!»
4. Уважать читателя — лишнее! Да и зачем, в самом-то деле? Те, кто заслуживает уважения, твоих текстов читать не будут по определению. А тех, кто прочтёт, всё равно ничему научить нельзя. А раз так, то хоть оттянись по полной!
5. Как писать? Ну, как, как… Молча! По клаве: тыц-тыц-тыц! Всего и делов!
* * *
ПОСТСКРИПТУМ
(чуток занудства)
Нынешнее время по праву можно назвать эпохой стёба. Все стебутся над всеми. Кто-то занимается этим ради развлечения, кто-то — с целью построения психологической защиты, кто-то — от невозможности достучаться до чужих умов и сердец, а есть и такие, кто просто борется со скукой. По всякому бывает. И это даже не плохо. Как-то оно веселей становится по жизни идти!
Беда в другом: чувство меры часто отказывает автору. Грань разумного тонка. Шагнёшь за неё — и уже не смех, а апатия или раздражение растворяются в окружающем пространстве. Готовы ли вы, скажем, терпеть стёб от обслуживающего вас официанта? А как отнесётесь к стёбу в устах вашего лечащего врача? Готовы ли вы стебаться на чьих-то похоронах?
Не знаю, как вы ответите на эти вопросы… Но знаю другое: почему-то многие авторы считают разумным употребление стёба в текстах, которые призваны учить и объяснять. Нет, я не против. Иногда можно и через стёб научить читателя чему-то полезному. Абсурдна иная ситуация. Если в тексте равномерно перемешаны здравые суждения и стёб, то как новичку (начинающему) отделить одно от другого? Получается, тот, для кого в первую очередь статья предназначена, не может извлечь из неё практически ничего полезного.
А. Житинский в книжке «Путешествие рок-дилетанта» пишет: «Кстати, о стёбе. Слово это и понятие, которое оно выражает, является одним из ключевых в молодежной культуре. Не зная, что такое стёб, можно легко впасть в ошибку и увидеть преступление там, где его нет. …Понятие стёба очень глубоко и ветвисто. Стёб тоже является одной из форм самозащиты от «взрослых». Точнее, от дураков. Основан он на тонкой невозмутимой иронии и желании подразнить тех же дураков. Если говорить о литературе, то ближе всех к стёбу стоит Хармс, потому он так популярен среди молодых».
Да, как средство самозащиты от дураков, стёб может быть хорош. Но опять же, преступил невидимую черту разумности, глядь — а защищаешься-то уже не от дураков, а от умников. Впрочем, защищаться от дураков вообще не слишком разумно. Дураки даже не поймут, что ты от них защищаешься. А защищаться от умников — ещё глупее. К умникам можно и прислушаться. Ну, хотя бы иногда. Для разнообразия. Получается, злоупотребление стёбом сродни фиге в кармане: он не столько защита, сколько попытка убедить своё сознание в наличии защиты. Сплошные человеческие комплексы…
Другой аспект: часто стёб выполняет функцию не оборонительного щита, а маски, скрывающей отсутствие профессионализма. Гораздо проще превращать всё в хохму, чем удерживать внимание аудитории серьёзными доводами. Здесь под профессионализмом понимается, прежде всего, не наличие знаний и навыков в какой-либо области. И то, и другое вполне может быть у автора в наличии. А вот способности облекать идеи в словестную форму, равно как и умения учить других, многим авторам частенько не хватает. И некоторые из них в таких случаях считают допустимым опереться на костыли стёба. Наверное, не стоит осуждать их за эту маленькую слабость… Хотя и хвалить, в данном случае, не за что.
И, наконец, последнее. Автор этих строк вовсе не претендует на умение пользоваться стёбом. Увы, как и многим другим, ему случается увлечься праздным зубоскальством. Цель этой небольшой заметки не состояла в том, чтобы читать другим мораль. Этот текст — приглашение задуматься и поразмышлять. Не более.
*
* *