Сеанс гештальт-терапии
Несколько слов про идею художественного произведения __________________________________________________________________

   
Уважаемый читатель! Мне вовсе не хочется затевать ещё одно долгое философское обсуждение вопроса, касающегося идеи художественного произведения. Вместо этого я попробую помочь вам выработать своё собственное понимание этого вопроса. Добро пожаловать на дистанционный сеанс гештальт-терапии!

* * *

 

Взгляните на репродукцию известной картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели» (1871). Посмотрите на неё внимательно. Дождитесь, пока у вас появятся какие-либо чувства и/или мысли.

Теперь попробуйте самостоятельно ответить на следующие вопросы. Зачем художник включил в изображение колокольню? О чем говорят деревянные строения без окон? В чем символизм прилета грачей? Какие чувства возникают у вас при взгляде на эту картину? Какова основная идея произведения? В чём его смысл?

Практикующим фотографам-любителям предлагается ответить на несколько дополнительных вопросов. :-) Хорошо ли, что линия горизонта делит картину практически пополам? Не забирает ли ветка у левой границы картины слишком большую долю зрительского внимания?

Ответили на вопросы? Сформулировали своё мнение? Прекрасно! Теперь отложите статью, встаньте, походите по комнате, после чего вновь возвращайтесь к чтению.

С.М. Сандомирский пишет: «Смысл картины прост. Люди за темным глухим забором и в низких домах далеки от каких-либо духовных запросов. Служители церкви уже несколько поднимаются над будничными мелкими делами (над горизонтом), а звонница, как устремления в религиозных мыслях, поднимается еще выше, захватывая большой кусок неба, но пробиться к светлым облакам и чистому небу не в силах. И только птицы не только летают в ясном светлом небе духа, но живут в высоком небе, — это место их повседневного пребывания».

Вновь встаньте, чуток разомнитесь. Если у вас есть кот, погладьте его и почешите у него за ухом. Если кота у вас нет, можно, например, почесать собственный затылок. Теперь продолжим.

Сейчас, с вашего позволения, я изложу вам свою версию идеи этой картины. Смысл картины прост. Круговорот бытия совершил свой очередной виток. Грачи вернулись. Ещё не растаял снег, ещё небо полно свинцово-зимних оттенков, но грачи уже заняты постройкой гнёзд. Мы стоим на пригорке и смотрим вдаль. Ранней весной что-то щемяще-пронзительное чувствуется в воздухе. И на фоне этой пронзительности мы ощущаем одиночество. И надежду. Её нам дарит не таяние снега, и не вид церковной колокольни вдалеке, и уж тем более не приземленные контуры сараев на среднем плане. Мы ощущаем её через прилет птиц. Не подобны ли и мы этим птицам? Не является ли и наша жизнь такой же суетной круговертью событий: всякий раз повторяющейся и всякий раз совершенно другой?

Сравните свою собственную интерпретацию с тем, о чём говорит Сандомирский и о чём говорю я. Вновь встаньте. Подойдите к окну. Посмотрите вдаль. Если читать дальше неохота, то и не читайте. К чему себя принуждать? Пустое…

Если вы всё же решили читать дальше, то welcome back.

Один из родоначальников гештальт-терапии Фриц Перлс (Fritz Perls) как-то раз заметил: « … мы не анализируем. Мы просто воспринимаем целостно» (« … we are not analyzing. We are just integrating»). Посмотрите на свою интерпретацию и на приведенные выше версии именно с этой точки зрения. Чего в них больше? Анализа или целостного восприятия? Может, там есть ещё что-то очень важное? А может что-то не менее важное отсутствует во всех версиях (включая вашу собственную)?

Вновь взгляните на репродукцию картины. Разве могут все эти слова (включая ваши собственные) заменить живое восприятие художественного произведения? Если идея картины и существует, то в состоянии ли мы её вербализовать? Зачем нам словесные смыслы? Зачем нам вообще идея? Ответьте сами себе на поставленные вопросы.

Сделайте глубокий вдох-выдох. Расслабьтесь. Улыбнитесь. Сеанс окончен. Спасибо.

* * *

Послесловие, не обязательное для прочтения

1. Вопрос для самоконтроля: уловили ли вы основную идею моего текста? Если да, то в чём же она именно заключается? Вообще-то, я хотел лишь стимулировать ваш собственный процесс мышления-восприятия. Не более того. Если вы нашли в этом тексте какие-то другие идеи, то знайте: это скорей ваши собственные идеи, а не мои. Такой результат — вполне нормальное явление (следствие успешной гештальт-терапии). :-)

2. На проблему идеи художественного произведения можно посмотреть и немного по-другому. В физике есть такая штука, как «принцип дополнительности Бора». На мой взгляд, его можно распространить и на искусство (вполне возможно, что я не первый, кому пришла в голову такая мысль). В искусстве этот принцип можно было бы сформулировать следующим образом: любые интерпретации идеи художественного произведения не являются взаимоисключающими — все они лишь дополняют друг друга. Если всё изложенное выше оставило у вас чувство лёгкого раздражения, то, может, такой подход вернёт вам утраченное спокойствие.

17 ноября 2004 г.

* * *

Ссылки

1. И. Ефремов. Творить и понимать. В разделе VIII этого мини-трактата я сформулировал своё отношение к вопросу о множественности идей, содержащихся в одном художественном произведении.

2. Замечательные трактовки замечательных рисунков. Всячески рекомендуется к прочтению. Оригинал странички размещён по адресу: http://my.tele2.ee/plast/kids_pictures/detpics.htm

3. Сайт С.М. Сандомирского. Избранные статьи по литературе и музыке. Кладезь идей и смыслов.

4. И. Ефремов. Дао Дэ Цзин и фотография. Еще один мой текст, направленный на формирование у читателей собственного отношения к вопросу об идеях и смыслах.

5. И. Ефремов. Замысел. Краткие заметки в двух частях об очевидном, но не совсем понятном.


 

На главную страницу
Список статей

TopPhoto.ru - рейтинг фоторесурсов    

© Игорь Ефремов, 2004, все права сохранены

Для использования материалов этого сайта в коммерческих или некоммерческих целях необходимо получить от меня письменное разрешение, если обратное не оговорено в явной форме.
 

Hosted by uCoz