Not Available Yet
   

На главную страницу
Список статей

Деталь как значимый элемент композиции
______________________________________________

– На твоей планете, – сказал Маленький принц, – люди
выращивают в одном саду пять тысяч роз… и не
находят того, что ищут…
– Не находят, – согласился я.
– А ведь то, чего они ищут, можно найти в
одной-единственной розе, в глотке воды…
– Да, конечно, – согласился я. И Маленький принц сказал:
– Но глаза слепы. Искать надо сердцем.

Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»

 

I. Введение

   Есть вопросы, которые можно закрыть раз и навсегда. Или, по крайней мере, на довольно продолжительное время. И есть вопросы, относящиеся к категории «вечных». В изобразительных искусствах, как, впрочем, и в других видах искусства, к последней категории относится вопрос о композиции. Само это слово в переводе с латыни означает «сочинение, составление», из чего можно сделать не совсем корректный вывод о том, что наука о композиции учит людей сочинять и/или составлять художественные произведения. Это не так. Знание законов композиции не может научить человека творить. Но оно может помочь ему в его собственных творческих исканиях. Каким же образом? Ответ прост: подобные познания помогают избежать типовых ошибок, сокращают время творческого поиска, предлагают отправные точки для собственных экспериментов и т.п.

   Пытаясь раскрыть тайну удачных, с визуальной точки зрения, решений, психологи, искусствоведы, аналитики говорят о великом множестве элементов композиции: о цвете, о форме, о соотношениях, о взаимном расположении, о линиях, о фактуре, о равновесии, о контурах и о многом-многом другом.

   В этой небольшой статье речь пойдёт о деталях и об их роли в создании выразительных визуальных композиций. При этом автор, конечно же, не возьмёт на себя смелость утверждать, что ему известна Истина. Задача у этой статьи проста: дать начинающему автору ещё один инструмент анализа, обратить его внимание на неоднозначность существующих правил и, в конечном итоге, помочь ему в формировании собственного творческого подхода.

 
II. Деталь как художественный элемент

   Согласно «Литературному энциклопедическому словарю» художественная деталь — это «выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку. …В зависимости от конкретной реализации… деталь может быть уточняющей, проясняющей и обнажающей замысел…, но она может быть и смысловым фокусом, конденсатором авторской идеи, лейтмотивом произведения. …Понятия «художественная деталь» и «подробность» нередко употребляются и как синонимы — для обозначения мельчайшего, неразложимого структурного элемента произведения…» Примерно то же самое можно было бы сказать и о детали визуальной.

   Итак, деталь может выступать в самых различных ролях. Проиллюстрируем наиболее типичные из них.

   Рис. 1 демонстрирует, как маленькая мушка на лице способна существенно влиять на восприятие образа. Великая сила мушки была неоднократно признана и в прошлом, и в настоящем. Поэтому стоит ли удивляться, что Жан Маклин (Jan McLean) некоторых кукол выпускает с родинкой на лице?!

Рис. 1. Мушка на лице.
Справа – кукла от ©Jan McLean,
слева – та же кукла, но мушка удалена в графическом редакторе.

   В данном случае мушка, как визуальная деталь, выполняет функцию художественного акцентирования. Иногда говорят, что акцент в изображении должен быть сделан на главном. Но это верно лишь отчасти. Вряд ли кто-то рискнёт на полном серьёзе утверждать, что главное на лице девушки – некая точка над верхней губой. Художественный акцент бывает самоценен. Иными словами, он может обращать наше внимание не на что-то главное, а просто сам по себе радикально менять восприятие всего образа в целом.

   Но, конечно, акцент может играть и дополнительную информационную роль. В этом качестве акцентированная деталь меняет наше восприятие не за счёт визуально-психологического эффекта, а за счёт дополнительной информации, которую она в себе содержит. И в этом заключается вторая, не менее важная, значимость художественной детали.

   Но наиболее полно информационная сущность деталей раскрывается в изображениях иного рода, а именно: в изображениях, предназначенных для внимательного рассматривания.

   Общая композиционная стройность по-прежнему продолжает играть для таких изображений довольно существенную роль. Но на первый план всё же выходит информация, заложенная в многочисленные детали.

   Прекрасным примером подобного изображения может служить иллюстрация, приведённая на рис. 2. Надпись «Ом» шрифтом деванагари на коврике, серьга в ухе у кота, хищное растение на подоконнике, половая щётка с велосипедным сиденьем, корень мандрагоры и т.п. – каждый из этих элементов несёт самостоятельную информационную нагрузку. И все они в совокупности создают уникальный образ жилища сказочной колдуньи. По сути основное воздействие этого изображения на зрителя основано на совокупности визуальных аллюзий.

Рис. 2. Женщина получает от колдуньи волшебное ячменное зернышко.
Иллюстрация к сказке Г.-Х. Андерсена «Дюймовочка», ©EKINO

   В рассмотренных примерах информационная и перцепционная (то есть обусловленная особенностями восприятия) роли художественной детали продемонстрированы в наиболее ярком, рафинированном виде. В большинстве же случаев, между этим двумя функциями трудно провести чёткую границу.

Рис. 3. Иллюстрация к сказке Г.-Х. Андерсена «Снежная королева», ©А.И. Архипова

   Так, приведённая на рис. 3 иллюстрация является прекрасным примером того, как отдельные детали могут быть прекрасно встроены в общее сбалансированное композиционное построение. Изображения такого рода можно долго рассматривать, получая эстетическое удовольствие от отдельных деталей. Но, вместе с тем, оно прекрасно воспринимаются и как единое целое, как гармоничная композиция.

   Могут ли детали выполнять ещё какую-либо существенную функцию, помимо тех двух, что были упомянуты выше? Думается, да. Всё, в конечном счёте, зависит от подхода. В рамках этой статьи разумно упомянуть ещё и о тех случаях, в которых детали практически никакой значимой роли не играют. Подобное положение дел характерно для произведений, акцентирующих внимание зрителя не на деталях, а на пятнах, контурах, структурах и т.п. Такие работы ничем не хуже изображений с проработанными деталями. Просто авторский акцент сделан в них на других композиционных элементах.

Рис. 4. Фоторабота ©Дмитрия Константинова

   Неплохим примером такой работы служит, по мнению автора, фотография, показанная на рис. 4.

 
III. Специфика детали как элемента фотокомпозиции

   Существуют ли особенности изображения деталей в фотографическом искусстве? Какие образы доминируют на значимых фотографиях: детализированные или обобщённые? Очевидно, что бывает по-разному. Здесь главное – отойти от стереотипа и не искать готовых рецептов. Категоричные утверждения и прямолинейные рекомендации чаще всего весьма далеки от сути дела.

   Эта же мысль справедлива и относительно технических вопросов. Например, одно из распространённых заблуждений, касающихся детализации фотоизображений, состоит в утверждении, что количество деталей прямо пропорционально площади кадра. Увы, это не так. Конечно, деталей в среднеформатном кадре будет больше чем в узкоформатном, но вовсе не прямо пропорционально соотношению площадей. И решающую роль здесь играет нивелирующая роль ГРИП [2].

   Ещё один технический вопрос, касающийся деталировки, напрямую связан с числом регистрирующих элементов (пикселей) на матрице цифрового фотоаппарата. Вновь уместно повторить: да, число пикселей важно, но решающая роль принадлежит другому фактору. Приведённые выше иллюстрации (рис. 1-4) состоят из более чем скромного числа пикселей. Но можно ли говорить, что они лишены деталировки? Конечно, нет. Да, акварель, показанную на рис. 3, лучше рассматривать в оригинале, но и на экране компьютера она смотрится завораживающе. И фильм лучше смотреть в кинотеатре, а не на экране телевизора, обладающего более чем скромной разрешающей способностью. Но разве могут ограниченные возможности телеэкрана помешать нам сопереживать персонажам и получать удовольствие от операторской работы? Опять же, нет. Очевидно, дело не в деталях как таковых и не в их числе, а их художественной значимости. А чтобы быть значимой, деталь должна быть всё же не слишком мелкой. Число пикселей существенно ровно настолько, насколько оно помогает воплотить задуманное автором.

   А вот ещё одни пример, касающийся уже эстетических свойств фотоизображения. Л. П. Дыко в «Беседах о фотомастерстве» пишет:

«Очень часто серьезным недостатком снимка становится одинаково четкое изображение всех деталей, попавших в поле зрения объектива. Кадр начинает пестреть множеством мельчайших подробностей. Рисунок снимка делается запутанным, перегруженным. Глаз зрителя ни на чем определенном остановиться не может, потому что на картинной плоскости нет какой-либо фигуры или предмета, привлекающих к себе особое внимание, то есть нет ударения, акцента, поставленного на главном, на центральной части сюжета. Нет основного композиционного начала – и кадр оказывается несформированным, все его части – равнозначными. Как правило, отсутствие акцента говорит и о том, что фотограф не только не справился с задачей создания определенной геометрии кадра, но и плохо разобрался в материале, в существе и смысле выбранного для съемки сюжета, мотива».

   Отчасти мысль верная. Но, вместе с тем, мы уже видели, что изображения без «основного композиционного начала» тоже могут иметь эстетическую ценность (см. рис. 2). Увы, очень часто, дать простую формализованную рекомендацию, подходящую на все случаи жизни, невозможно. Советы, рекомендации, правила важны. Спору нет. Но в искусстве они не являются догмой. Разумней относится к ним как к неким начальным ориентирам, облегчающим в некоторой степени достижение поставленного результата.

   Если говорить о значимости деталей, то придётся признать, что при желании всегда можно к чему-то придраться: мало деталей, много деталей, несущественные детали, не так показаны, не гармонируют между собой, не отражают замысел, не работают на общую идею, нарушают равновесие элементов изображения, на деталях не расставлены акценты, главные детали не отличаются от второстепенных и т.д. и т.п. Если же вникнуть в суть, то чаще всего за такой критикой стоит банальное «не нравится». В подобном случае разумно спросить у критика, насколько улучшится изображение, если учесть его критические замечания. И очень часто критик вынужден будет признать, что хотя его замечания в определённой мере справедливы, но по большому счёту изображение просто безнадёжно и надо что-то менять в корне (в замысле). Нравится ли нам или нет, но надо признать, что, увы, не соблюдение формальных правил делает произведение шедевром, а душа автора, вложенная в него.

   Специфика фотографической композиции чаще всего требует ответа на вопрос: какие детали оставлять в кадре? Ответ довольно банален: те, которые работают на раскрытие замысла и воплощение идеи. Другое дело, что часто фотограф не волен управлять деталями в кадре. И именно это обстоятельство усложняет работу фотохудожника по сравнению с художником традиционным. Часто при компоновке кадра приходится иметь дело с массой случайных элементов. И, в силу этого, вопрос о выборе оптимальной композиции трансформируется в вопрос об управлении случайностями и о том, чтобы суметь заставить их работать на решение основной художественной задачи.

   В тех случаях, когда деталь является значимым и сущностным элементом композиции, необходимо подумать, как сделать на ней акцент. Для того чтобы быть заметной, деталь должна выделяться цветом, яркостью, контрастом, формой и т.п. В нестудийной фотографии обстоятельства часто складываются так, что единственная возможность подчеркнуть ту или иную деталь связана с необходимостью дождаться нужного света. При этом в роли значимой детали может выступить, например, тень от какого-либо объекта.

   Помимо прочего, деталь в фотографии способна стимулировать или разрушать доверие зрителя к снимку. Даже при решении художественных задач фотография остаётся сама собой, то есть инструментом фиксации реальности. В этом смысле любая неудачная деталь способна разрушить формируемый художественный образ. И, наоборот, достоверная деталь, работающая на основную идею, способна отвлечь зрителя от некоторых технических и эстетических несовершенств снимка.

   Бывает, что начинающие фотографы впадают в крайность другого рода. Фотографируя что-либо, они не в силах отказаться от тех или иных деталей. Все подробности кажутся им весьма важными и значимыми. В подобной ситуации остаётся лишь вновь напомнить, что искусство композиции часто является искусством отказа от лишнего и отсечения избыточного.

   И, наконец, последнее. Нередко умение снимать подразумевает умение обращать внимание на детали. При съёмке неплохо поразмышлять над альтернативой: может значимую деталь имеет смысл не акцентировать, а сделать главным элементом фотоснимка? Бывает ведь и так, что красота отдельно взятой детали превосходит красоту целого.

 
IV. Заключение

   Небольшая статья – слишком уж ограниченная форма для полноценного рассказа о значимости деталей в произведении визуального искусства. Автор, будучи реалистом, не ставил перед собой задачу раскрыть заявленную тему во всей её полноте. Задача стояла иная: дать читателю начальные сведения, отталкиваясь от которых он сможет сформировать собственное мнение о проблеме и свой индивидуальный подход к её решению.

   Ю. Лотман писал: «…значимый элемент – всегда нарушение некоторого ожидания…» [4]. В силу этого нет и не может быть никакого унифицированного единого подхода к отображению и трактовке деталей. Каждый художник должен решать подобные задачи сам.

   И ещё одна мысль. Как-то раз, выступая в одной из телевизионных передач, режиссёр Геннадий Полока сказал примерно такую фразу: «Все художники обладают больным самолюбием. Но вот когда забываешь о своем самолюбии и весь погружаешься в чье-то творение – то, значит, перед тобой настоящее искусство». Верная мысль! Точно так же, если мы стоим перед авторским творением и размышляем о композиции в целом и о деталях в частности, то это значит, что работа не зацепила нас, не тронула наши души. Если же мы стоим перед работой в немом восхищении, потрясённые её сущностью и формой, и даже готовы простить автору многочисленные отдельные огрехи, то, это значит, перед нами подлинное произведение искусства. В завершении этой небольшой обзорной статьи, автору хотелось бы пожелать читателю как можно большего числа встреч именно с такими произведениями.

* * *

Ссылки

1. А. Вартанов. Композиция. «Советское фото», № 11, 1985

2. И. Ефремов. Очарование и мифы среднего формата. Как правильно сравнивать различные форматы?

3. Л.Дыко. Беседы о фотомастерстве.

4. Юрий Лотман. Семиотика кино и проблемы киноэстетики.

5. Людмила Пустынская. Роль детали в изобразительном строе фильма.

   

На главную страницу
Список статей


© Игорь Ефремов, 2006, все права сохранены

Для использования материалов этого сайта в коммерческих или некоммерческих целях необходимо получить от меня письменное разрешение, если обратное не оговорено в явной форме.
 

Hosted by uCoz
СТЕЛЛАР СЕРВИС ауди ремонт стартера в Москве