|
О
большой глубине резкости цифровых камер В статье про очарование и мифы среднеформатной фотографии было показано, что на равновеликих отпечатках, полученных с негативов разной величины, степень размытия пропорциональна отношению: f / N
Указанная формула была получена в предположении одинаковости угла зрения сравниваемых фотосистем. С некоторыми ограничениями (в частности: не учитывая пиксельную структуру матриц) эту формулу можно использовать и для сравнения цифровых и плёночных камер. Размер большинства современных цифровых матриц меньше узкоформатного кадра. Следовательно, объективы с эквивалентным углом зрения будут характеризоваться меньшими фокусными расстояниями. Но так как степень размытия на конечном равновеликом отпечатке пропорциональна отношению f / N, то для поддержания одинаковой глубины резкости надо при съемке цифровой камерой приоткрывать диафрагму, поддерживая неизменность упомянутого отношения (f / N = const). К сожалению, далеко не все объективы цифровых камер (особенно бюджетных) имеют достаточную светосилу, для того чтобы компенсировать уменьшение фокусного расстояния на равновеликий угол зрения. Именно с этим фактом связаны жалобы многих фотографов на «слишком большую ГРИП цифровичков».
Компактные цифровые камеры Начнем с показательного примера:
Теперь рассмотрим, например, камеры Sony Cyber-shot DSC-V1, Nikon CoolPix 5400, Canon PowerShot G5, Konica KD-410Z. Чтобы обеспечивать размытие, эквивалентное PENTAX 43/1,9 Limited, объективы этих камер должны иметь светосилу f / 0,39 (на фокусном расстоянии 8,9 мм, эквивалентном фокусному расстоянию 43 мм в узкоформатной фотографии). Опять величина максимального относительного отверстия оказалась за гранью физической реализуемости (хотя и получилась чуть больше, чем в рассмотренном показательном примере)! Снизим наши требования. Будем сравнивать эти камеры не с объективом PENTAX 43/1,9 Limited, а с объективом Индустар 50-2 (50/3,5). Для того чтобы обеспечивать такое же размытие на эквивалентном угле зрения объективы камер из нашего набора должны были бы иметь светосилу f / 0,72. Барьер физической реализуемости казалось бы пройден! Но радоваться рано. Фотографический объектив с такой светосилой в принципе изготовить можно. Но позволит ли он получить приемлемое по качеству изображение? Увы, нет! Если бы подобные оптические устройства можно было легко изготовить — объективы с такой светосилой давно бы уже лежали в кофрах у всех фотографов! Итак, вновь приходится с сожалением констатировать: объективы компактных цифровых камер в принципе не способны размывать фон даже так, как это делает скромный Индустар 50-2. Не
следует думать, что для анализа в этой статье специально
были отобраны неудачные модели цифровых компактных камер. У
всех отобранных
моделей на широком угле обзора довольно приличная (по меркам
узкоформатной фотографии) светосила 2,8. Тем не менее,
её никак нельзя считать достаточной для цифровых компактных
камер.
Следует также иметь в виду, что если проанализировать другие
модели цифровых компактов, то оценки требуемой светосилы будут
примерно
такого
же порядка,
что и приведенные
выше. Цифровые зеркальные камеры У цифровых зеркальных камер дела с размытием обстоят получше. Прежде всего, это связано с тем, что у таких камер размер светочувствительной матрицы больше по сравнению с цифровыми компактами. Так, у многих современных камер этого класса диагональ матрицы лишь в 1,5 раза меньше диагонали узкоформатного кадра.
Теперь
в рассматриваемом классе (то есть, для камер, у которых диагональ
в 1,5 раза меньше узкоформатного кадра) найдем цифровые эквиваленты
для наших старых знакомых: для PENTAX 43/1,9
Limited
и для Индустар 50-2
(50/3,5). Первому объективу будет соответствовать объектив
28,7/1,3; а второму — 33,3/2,3. Оба объектива
светосильные, но вполне реализуемые. Конечно, светосильную
широкоугольную оптику для зеркальных камер никак нельзя считать
доступной и массовой. Но, по крайней мере, вести речь о физической
нереализуемости уже нельзя. Физический смысл отношения f / N Отношение f / N есть не что иное, как эффективная апертура объектива (диаметр входного зрачка), обозначаемая часто в литературе буквой D. Однако в тексте данной статьи намеренно вместо эффективной апертуры обсуждается именно отношение f / N. Тому есть несколько причин. Три главные таковы:
Заключение Таким образом, большая глубина резкости, свойственная многим цифровым компактным камерам связана с тем, что используемые в них матрицы существенно меньше узкоформатного кадра. В цифровых зеркальных камерах, как правило, стоят матрицы ощутимо большего размера (хотя и по-прежнему меньше узкоформатного кадра). Поэтому для цифровых зеркалок проблема размытия отдельных элементов изображения стоит не столь остро. Совет: Если
возможность размывать фон на фотоизображении для вас важна, то
перед покупкой цифровой камеры оцените её «размывающую
силу» с
помощью упомянутой формулы: D = f / N (в эту формулу надо подставлять
истинное фокусное расстояние, а не эквивалентное). Важное заключительное замечание Следует
понимать, что в данной статье объективы цифровых камер
сравнивались с объективами PENTAX 43/1,9
Limited
и Индустар 50-2 (50/3,5) исключительно по
критерию эквивалентной степени размытия на конечном отпечатке.
Ясно, что любые объективы, включая упомянутые в данной статье,
характеризуются
не только этим параметром, но и множеством других характеристик.
Поэтому из того факта, что какой-то объектив обеспечивает такую
же степень размытия, что и, скажем, PENTAX 43/1,9
Limited, вовсе не следует, что этот объектив будет формировать
изображение, по рисунку не отличимое от упомянутого оптического
изделия фирмы PENTAX. Ссылки 1. И. Ефремов. Очарование и мифы среднего формата. Как правильно сравнивать различные форматы? В этой статье объясняется, почему степень резкости на равновеликих отпечатках, полученных с разноформатных негативов, пропорциональна отношению f / N. 2. 3.
* * *
|
|
|
© Игорь Ефремов, 2004, все права сохранены
Для использования материалов этого сайта в коммерческих или некоммерческих
целях необходимо получить от меня письменное разрешение, если обратное
не оговорено в явной форме. |