|
Визуальный кавардак «Простого включения деталей в кадр недостаточно, чтоб появился смысл. I. Визуальная каша Визуальная композиция — это не только организация элементов в единое целое, их соподчинение и группировка, но и выделение самих этих элементов путем расстановки необходимых акцентов. Непонимание этого простого факта часто вызывает у новичков и людей неискушенных недоумение при просмотре своих фоторабот: «Как же так?! Формальные правила компоновки соблюдены, а зрительно изображение выглядит неважно…» Однако причина неудачи часто очевидна: правильно расположенные в кадре элементы визуально сливаются в безликую «кашу». Такая «каша» — не обязательно следствие того, что все свалено в одну кучу. Если отдельные элементы легко прочитываются, но равноправны — результат также будет смотреться скучно, подобно учебной картинке из книжки по композиции. Другая причина визуальной невыразительности многих изображений связана с тем, что автору по той или иной причине не удается дополнить удачную компоновку интересным свето-цветовым решением. Для черно-белой фотографии это означает проблемы либо со светом (освещением) во время съемки, либо с контрастом на отпечатке (занижен или завышен). При съемке в цвете проблема может заключаться также в доминировании так называемых «грязных» цветов.
В изобразительном искусстве «грязными» цветами называют цвета близкие к оттенкам серого. В книге Д. Джадда и Г. Вышецки [1] грязными названы цвета тускло-серые, неяркие, грязно-белые, мрачные. На языке компьютерной графики это означает, что RGB-составляющие этих цветов почти равны, то есть достаточно близки друг к другу. (Для оттенков серого равенство будет точным: R=G=B). При работе с художественными красками «грязь» получается, когда начинающий художник слишком увлекается смешиванием цветов. Если в детстве вам доводилось устраивать каляку-маляку при смешении пяти-шести акварельных красок, то вы имеете прекрасное представление о том, что такое «грязный» цвет. Чем же плохи «грязные» цвета? Дело в том, что восприятие человека устроено таким образом, что мозг борется с визуальной «грязью» изо всех сил. Именно поэтому часто оказывается, что цвета, казавшиеся «чистыми» при взгляде через видоискатель, на снимке получились весьма невыразительными. Если же мозгу так и не удается достичь победы в коррекции цветовой «грязи» — окружающий мир предстает перед нами в уныло-депрессивной форме. Если именно в этом и заключалась задача фотографа, то проблем нет. Но чаще всего всё же цель стоит иная. В фотографии «грязные» цвета часто обусловлены проблемами со светом в момент съемки. Так, например, полуденное летнее солнце часто выбеливает цвета. А густая облачность при низком солнце может чрезмерно снижать контрасты, как бы добавляя к цветам немного виртуальной сажи. В результате цвета теряют свою выразительность, что в определенных ситуациях делает фотографии излишне уныло-монотонными. Таким образом, фотографу необходимо помнить, что визуальная выразительность композиции неразрывно связана со всеми четырьмя основными факторами: компоновкой, выделением (акцентами), светом и цветом (если речь идет о цветной фотографии). Проблемы построения удачных визуальных решений у начинающих авторов связаны прежде всего с двумя причинами. Во-первых, так уж сложилось, что литература по основам композиции прежде всего объясняет читателю, как добиться удачной компоновки, то есть как удачно разместить отдельные элементы в границах кадра. Об этом в частности говорится в многочисленных статьях, посвященных линиям, формам, пятнам, фигурам, равновесию, визуальным центрам и т.п. Вопросы акцентов в таких статьях, конечно, рассматриваются, но применительно к уже выделенным, визуально сформированным элементам. Автор этих строк тоже не удержался и посвятил этим вопросам несколько статей (см. [2-5]). Во-вторых, даже если начинающий автор и помнит о свете, цвете и акцентах, на практике учиться на собственных ошибках у него получается редко. Получив невыразительный результат, начинающий выбрасывает его в мусорную корзину без анализа причин неудачи. И дело тут даже не столько в нежелании, сколько в неумении анализировать. Поэтому наличие любого инструментального средства анализа композиции будет очень неплохим подспорьем для человека, только начинающего осмысленные занятия фотографией. По мнению автора этих строк в качестве такого инструмента вполне подходят художественные фильтры к программе Photoshop®. Штатные Artistic Filters не очень-то хорошо справляются с возложенной на них задачей. Целесообразней использовать программные решения сторонних компаний. Так, например, для заявленных целей можно смело порекомендовать набор фильтров Virtual Painter [6]. Хотелось бы особо подчеркнуть: автор этих строк НЕ предлагает использовать эти фильтры для создания компьютерных живописных шедевров; но и НЕ берется настаивать на их полной непригодности для этих целей. Использование этих фильтров для имитации художественного творчества — это отдельная тема, с данной статьей никак не связанная. Здесь речь идет всего лишь об использовании этих фильтров для анализа композиции. Каковы же возможности средств, входящих в набор Virtual Painter? Фильтр Drawing (Рисунок) убирает с изображения мелкие детали, замещает формы обобщенными контурами, вместо сплошного цвета использует цветовые пятна. Фильтр Oil Painting (Живопись маслом) делает акцент на цветовые формы и неплохо побеждает «грязные» цвета. Фильтр Color Pencil (Цветной карандаш) позволяет перейти к обобщенным формам при сохранении некоторых деталей. И т.д. Иными словами, многие фильтры при удачном применении облегчают анализ изображения за счет отделения компоновки от цвета, света и деталировки. В отдельных случаях эти фильтры даже помогают понять, почему у художника и фотографа при прочих равных условиях получаются столь разные по степени эстетического воздействия результаты. Но в этой статье всё же речь пойдёт об использовании этих фильтров для изучения основ композиции. Здесь в качестве примера неудач будут рассмотрены несколько фотографий, которые автор сделал в туристических поездках. Проблем с массовой Travel Photography (Фотографией, связанной с путешествиями) всегда много. Нередко автор даже заранее понимает, что результат получится скверный, так как:
Но, тем не менее, фотография всё же появляется на свет. Просто так. На память. Часто такие изображения даже не попадают в альбом, а лежат в отдельном конвертике… Пример 1
В данном случае проблема исходного изображения — избыток ненужных деталей, а также слабый контраст основного объекта с довольно-таки пестрым фоном. Компьютерная обработка вполне подтверждает это. Пример 2
На верхней фотографии свет и цвет, увы, оставляют желать лучшего. Это следствие вынужденной съемки под полуденным испанским солнцем. Но в данном случае не снимать означало бы лишить себя воспоминаний о посещении этого интересного места. А всё ли тут нормально с компоновкой? Может и тут есть явные огрехи? Ответ на этот вопрос легко получить, рассматривая нижнее изображение на Рис.3. По мнению автора, к компоновке тут претензий нет. Основная проблема исходного изображения — «грязноватые» цвета. Пример 3
В данном случае большой неудовлетворенности исходный снимок у автора не вызывает. Если перевести это изображение в черно-белый вариант, оно даже может по-новому проявить себя, стать более выразительным. Ну а если всё же есть желание сохранить цвет? Color Pencil подсказывает одно из возможных направлений улучшения цветового решения снимка. Конечно, опытный фотограф не нуждается в искусственных инструментах при анализе своих и чужих фоторабот. Новичку же подобные инструменты часто могут пригодиться. Во всяком случае, они неплохо демонстрируют, что композиция не сводится лишь к удачной компоновке. Если же упомянутые фильтры вызовут у новичка ещё и интерес к живописи, то автор смело может считать цели, стоявшие перед ним в ходе написания этой статьи, достигнутыми. Москва
|
|
|
© Игорь Ефремов, 2009, все права сохранены
Для использования материалов этого сайта в коммерческих или некоммерческих
целях необходимо получить от меня письменное разрешение, если обратное
не оговорено в явной форме. |