Not Available Yet
   

На главную страницу
Список статей

Визуальный кавардак
Искусство расставлять акценты
______________________________________________

«Простого включения деталей в кадр недостаточно, чтоб появился смысл.
Детали должны быть зрительно выделены, чтобы они не потерялись среди других.
Нужно установить изобразительные отношения между ними,
чтобы появилась закономерность, неслучайность».

Александр Лапин

I. Визуальная каша

   Визуальная композиция — это не только организация элементов в единое целое, их соподчинение и группировка, но и выделение самих этих элементов путем расстановки необходимых акцентов. Непонимание этого простого факта часто вызывает у новичков и людей неискушенных недоумение при просмотре своих фоторабот: «Как же так?! Формальные правила компоновки соблюдены, а зрительно изображение выглядит неважно…» Однако причина неудачи часто очевидна: правильно расположенные в кадре элементы визуально сливаются в безликую «кашу».

   Такая «каша» — не обязательно следствие того, что все свалено в одну кучу. Если отдельные элементы легко прочитываются, но равноправны — результат также будет смотреться скучно, подобно учебной картинке из книжки по композиции.

   Другая причина визуальной невыразительности многих изображений связана с тем, что автору по той или иной причине не удается дополнить удачную компоновку интересным свето-цветовым решением. Для черно-белой фотографии это означает проблемы либо со светом (освещением) во время съемки, либо с контрастом на отпечатке (занижен или завышен). При съемке в цвете проблема может заключаться также в доминировании так называемых «грязных» цветов.

Грязные цвета
Рис. 1. Пример набора «грязных» цветов

   В изобразительном искусстве «грязными» цветами называют цвета близкие к оттенкам серого. В книге Д. Джадда и Г. Вышецки [1] грязными названы цвета тускло-серые, неяркие, грязно-белые, мрачные. На языке компьютерной графики это означает, что RGB-составляющие этих цветов почти равны, то есть достаточно близки друг к другу. (Для оттенков серого равенство будет точным: R=G=B). При работе с художественными красками «грязь» получается, когда начинающий художник слишком увлекается смешиванием цветов. Если в детстве вам доводилось устраивать каляку-маляку при смешении пяти-шести акварельных красок, то вы имеете прекрасное представление о том, что такое «грязный» цвет.

   Чем же плохи «грязные» цвета? Дело в том, что восприятие человека устроено таким образом, что мозг борется с визуальной «грязью» изо всех сил. Именно поэтому часто оказывается, что цвета, казавшиеся «чистыми» при взгляде через видоискатель, на снимке получились весьма невыразительными. Если же мозгу так и не удается достичь победы в коррекции цветовой «грязи» — окружающий мир предстает перед нами в уныло-депрессивной форме. Если именно в этом и заключалась задача фотографа, то проблем нет. Но чаще всего всё же цель стоит иная.

   В фотографии «грязные» цвета часто обусловлены проблемами со светом в момент съемки. Так, например, полуденное летнее солнце часто выбеливает цвета. А густая облачность при низком солнце может чрезмерно снижать контрасты, как бы добавляя к цветам немного виртуальной сажи. В результате цвета теряют свою выразительность, что в определенных ситуациях делает фотографии излишне уныло-монотонными.

   Таким образом, фотографу необходимо помнить, что визуальная выразительность композиции неразрывно связана со всеми четырьмя основными факторами: компоновкой, выделением (акцентами), светом и цветом (если речь идет о цветной фотографии).

 
II. Отделяем компоновку от света, цвета и акцентов

   Проблемы построения удачных визуальных решений у начинающих авторов связаны прежде всего с двумя причинами.

   Во-первых, так уж сложилось, что литература по основам композиции прежде всего объясняет читателю, как добиться удачной компоновки, то есть как удачно разместить отдельные элементы в границах кадра. Об этом в частности говорится в многочисленных статьях, посвященных линиям, формам, пятнам, фигурам, равновесию, визуальным центрам и т.п. Вопросы акцентов в таких статьях, конечно, рассматриваются, но применительно к уже выделенным, визуально сформированным элементам. Автор этих строк тоже не удержался и посвятил этим вопросам несколько статей (см. [2-5]).

   Во-вторых, даже если начинающий автор и помнит о свете, цвете и акцентах, на практике учиться на собственных ошибках у него получается редко. Получив невыразительный результат, начинающий выбрасывает его в мусорную корзину без анализа причин неудачи. И дело тут даже не столько в нежелании, сколько в неумении анализировать.

   Поэтому наличие любого инструментального средства анализа композиции будет очень неплохим подспорьем для человека, только начинающего осмысленные занятия фотографией. По мнению автора этих строк в качестве такого инструмента вполне подходят художественные фильтры к программе Photoshop®.

   Штатные Artistic Filters не очень-то хорошо справляются с возложенной на них задачей. Целесообразней использовать программные решения сторонних компаний. Так, например, для заявленных целей можно смело порекомендовать набор фильтров Virtual Painter [6].

   Хотелось бы особо подчеркнуть: автор этих строк НЕ предлагает использовать эти фильтры для создания компьютерных живописных шедевров; но и НЕ берется настаивать на их полной непригодности для этих целей. Использование этих фильтров для имитации художественного творчества — это отдельная тема, с данной статьей никак не связанная. Здесь речь идет всего лишь об использовании этих фильтров для анализа композиции.

   Каковы же возможности средств, входящих в набор Virtual Painter? Фильтр Drawing (Рисунок) убирает с изображения мелкие детали, замещает формы обобщенными контурами, вместо сплошного цвета использует цветовые пятна. Фильтр Oil Painting (Живопись маслом) делает акцент на цветовые формы и неплохо побеждает «грязные» цвета. Фильтр Color Pencil (Цветной карандаш) позволяет перейти к обобщенным формам при сохранении некоторых деталей. И т.д. Иными словами, многие фильтры при удачном применении облегчают анализ изображения за счет отделения компоновки от цвета, света и деталировки.

   В отдельных случаях эти фильтры даже помогают понять, почему у художника и фотографа при прочих равных условиях получаются столь разные по степени эстетического воздействия результаты. Но в этой статье всё же речь пойдёт об использовании этих фильтров для изучения основ композиции.

 
III. Использование фильтров Virtual Painter для анализа неудач

   Здесь в качестве примера неудач будут рассмотрены несколько фотографий, которые автор сделал в туристических поездках. Проблем с массовой Travel Photography (Фотографией, связанной с путешествиями) всегда много. Нередко автор даже заранее понимает, что результат получится скверный, так как:

— объект надо бы снимать в другое время суток (в режимное время?), но возможности для этого нет;
— объект сольется с фоном, но сменить ракурс невозможно;
— объект при данных погодных условиях будет выглядеть «грязным», но ждать погоды — немыслимо;
и т.п.

   Но, тем не менее, фотография всё же появляется на свет. Просто так. На память. Часто такие изображения даже не попадают в альбом, а лежат в отдельном конвертике…

Пример 1

 
Рис. 2. Фонтан-фонарь. Справа — результат, полученный с помощью фильтра Drawing (Virtual Painter 4)

   В данном случае проблема исходного изображения — избыток ненужных деталей, а также слабый контраст основного объекта с довольно-таки пестрым фоном. Компьютерная обработка вполне подтверждает это.

Пример 2

 
Рис. 3. Мавританский замок в Испании. Внизу — результат,
полученный с помощью фильтра Oil Painting (Virtual Painter 4)

   На верхней фотографии свет и цвет, увы, оставляют желать лучшего. Это следствие вынужденной съемки под полуденным испанским солнцем. Но в данном случае не снимать означало бы лишить себя воспоминаний о посещении этого интересного места.

   А всё ли тут нормально с компоновкой? Может и тут есть явные огрехи? Ответ на этот вопрос легко получить, рассматривая нижнее изображение на Рис.3. По мнению автора, к компоновке тут претензий нет. Основная проблема исходного изображения — «грязноватые» цвета.

Пример 3

 
Рис. 4. Памятник Гойе в Сарагосе. Справа — результат,
полученный с помощью фильтра Color Pencil (Virtual Painter 4)

   В данном случае большой неудовлетворенности исходный снимок у автора не вызывает. Если перевести это изображение в черно-белый вариант, оно даже может по-новому проявить себя, стать более выразительным. Ну а если всё же есть желание сохранить цвет?

   Color Pencil подсказывает одно из возможных направлений улучшения цветового решения снимка. 

 
Выводы

   Конечно, опытный фотограф не нуждается в искусственных инструментах при анализе своих и чужих фоторабот. Новичку же подобные инструменты часто могут пригодиться. Во всяком случае, они неплохо демонстрируют, что композиция не сводится лишь к удачной компоновке.

   Если же упомянутые фильтры вызовут у новичка ещё и интерес к живописи, то автор смело может считать цели, стоявшие перед ним в ходе написания этой статьи, достигнутыми.

Москва
март 2009

Литература

1. Джадд Д., Вышецки Г. Цвет в науке и технике.

2. Ефремов И. Блеск «золотого» сечения.

3. Ефремов И. Деталь как значимый элемент композиции.

4. Ефремов И. Инструкция по пользованию мозгом. Ещё один подход к фотографической композиции.

5. Ефремов И. Композиционный центр.

6. Сайт программы Virtual Painter.

7. Дмитрий Катков. Некоторые практические приёмы съёмки пейзажей в цвете и немного практической теории. Статья рассказывает о таких важных элементах изображения, как цвет, свет и форма.
 

   

На главную страницу
Список статей


© Игорь Ефремов, 2009, все права сохранены

Для использования материалов этого сайта в коммерческих или некоммерческих целях необходимо получить от меня письменное разрешение, если обратное не оговорено в явной форме.
 

Hosted by uCoz
Торговый ЛИНАС, подключение скважинные насосы.